Из-за Польши и Литвы на границе с Белоруссией застряли сотни грузовиков из Казахстана и Узбекистана
Автотранспорт | Внешняя торговля | Политика | Февраль 28, 2023, 18:06
Решение властей Польши, закрывшей неделю назад последний действующий погранпереход с Белоруссией для проезда всех автомобилей без европейской регистрации, закономерно привело к тому, что сотни грузовиков, зарегистрированных в Казахстане, Узбекистане, Армении и Турции, не могут вернуться из Европы на родину. Выезд дальнобойщиков из Польши через Литву также ограничен, что привело к стремительному росту очередей из фур на литовско-белорусских погранпунктах.
Решение польских властей о запрете проезда в обоих направлениях белорусско-польского погранпункта «Козловичи – Курурыки» для всех грузовых автомобилей, не имеющих регистрации в странах ЕС, застало врасплох автоперевозчиков из третьих стран – Казахстана, Узбекистана, Армении и Турции, сообщают участники логистического рынка. Сотни грузовых автомобилей, осуществлявших перевозки товаров из Европы кратчайшим транзитным маршрутом через Белоруссию, столкнулись с невозможностью пересечь внешнюю границу ЕС.
О планируемых ограничениях на проезд погранпукта «Козловичи – Курурыки» в связи с «вопросами национальной безопасности» МВД Польши объявило 20 февраля – всего за сутки до их введения в действие, поэтому значительная часть автоперевозчиков, находившихся в рейсах на территории Европы, не успели выехать через привычный пункт пропуска в Беларусь. Единственный оставшийся способ въехать из ЕС в Белоруссию с территории Литвы для многих перевозчиков также оказался заблокирован: литовские власти, столкнувшиеся с наплывом грузовиков, усилили пограничный контроль и стали отказывать в проезде тем дальнобойщикам, которые не имели разрешения на транзит через литовскую территорию.
Точное число автомобилей без европейских номеров, застрявших на восточной границе ЕС, пока неизвестно, но их количество постепенно увеличивается. По данным Госпогранкомитета Белоруссии на 24 февраля на погранпункте «Козловичи» скопилось более 500 грузовиков. Уже 27 февраля Казахстан заявил о как минимум 400 своих фурах, застрявших в Польше: Минтранс республики пытался договориться с Польшей о введении «исключения» для казахских автоперевозчиков, но безуспешно. После этого пришлось вести переговоры с властями Литвы об беспрепятственном пропуске казахских машин транзитом через ее территорию (договориться удалось лишь 27 февраля). С аналогичной проблемой столкнулись и грузоперевозчики из Узбекистана, об итогах их переговоров с Литвой информации пока нет.
Ограничение проезда через «Козловичи – Кукурыки» стало результатом последовательных рестрикций польских властей в отношении грузового сообщения с Белоруссией. Еще осенью 2021 года во время «миграционного» кризиса Польша закрыла движение через пункт пропуска «Брузги – Кузница», а в феврале этого года – через «Берестовица-Бобровники». В ответ белорусские транспортные власти в середине февраля обязали польских грузоперевозчиков пересекать границу только со стороны Польши, то есть через единственный оставшийся рабочим пункт пропуска в Козловичах.
Между тем, проехать через Литву автомобилям из Центральной Азии также оказалось трудно. В феврале литовские власти в одностороннем порядке прекратили взаимодействие с белорусскими таможенниками и пограничниками по вопросам беспрепятственного пропуска транспортных средств. В результате, как сообщил Госпогранкомитет Беларуси, 28 февраля зафиксированы скопления грузового автотранспорта на пунктах пропуска с Литвой. Так, на пунктах пропуска Мядининкай (Каменный Лог), Шальчининкай (Бенякони) и Райгардас (Привалка) литовские пограничники пропускают в среднем 43% автотранспорта от ежесуточной нормы. Это говорит о том, что «Литва продолжает искусственно создавать очереди по обе стороны границы», говорится в сообщении белорусского погранкомитета.
Российских и белорусских автоперевозчиков новые польские ограничения практически не коснулись: им и так был запрещен проезд по территории ЕС с весны 2022 года, а перевозки грузов через Беларусь могли осуществляться только с перецепкой тягачей в приграничной зоне.
Но, например, литовские транспортники уже сигнализируют о грядущем коллапсе на всей восточной границе ЕС. По словам генерального секретаря Международного транспортно-логистического альянса (TTLA) Повиласа Дрижаса, географическая зона, где находится Литва, Беларусь, Украина и Латвия, «является узким местом, где могут возникнуть определенные неожиданные кризисы». «На внешней границе Европы соберется большое количество грузовиков, у нас может образоваться очередь на 40-60 километров», – цитирует его слова агентство «Интерфакс».
Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал решение польской стороны «идиотским поступком» и «экономической провокацией», которая обернется убытками и самим европейцам, и поставщикам товаров из третьих стран, в частности, из Казахстана. В то же время, по его словам, Белоруссия будет вынуждена вводить ответные меры. «Мы вынуждены отвечать. Пока симметрично, адекватно. Если дойдет до того, что придется принимать ассиметричные меры, мы примем. Они на столе. Но мы этого не хотим», – добавил президент Беларуси.
Алексей Екимовский, Анастасия Баранец
Новости по теме
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
-
Погрузка на транспорте в Китае в январе-феврале 2024 года выросла на 7,4%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам первых двух месяцев 2024 года составил 7,7 млрд тонн, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года
-
«Трансконтейнер» в 2023 году увеличил автоперевозки на 6% до 291 тыс. TEU
Автопарк компании составляет более 100 тягачей и более 200 полуприцепов-контейнеровозов
Свежие новости
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
MSC хочет купить третью по величине судоходную компанию, специализирующуюся на перевозке автомобилей
Согласно заявлению, крупнейшие акционеры GCC, владеющие почти 55% акций, уже согласились принять предложение MSC
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
-
Чистая прибыль FESCO по МСФО в 2023 году снизилась на 4% до 37,9 млрд руб.
Чистая прибыль транспортной группы FESCO (ПАО «ДВМП») по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2023 году снизилась на 4% относительно предыдущего года и составила 37,9 млрд руб. Выручка FESCO в 2023 году выросла на 6% относительно предыдущего года и составила 172 млрд руб.
-
На американском рынке растет спрос на перевозки в стандартных ISO контейнерах
Опережающий рост спроса в сегменте международных интермодальных перевозок в первом квартале текущего года обусловлен динамичным ростом спроса на контейнерный импорт в США в ситуации активного восполнения запасов импортерами