ФАС борется

Важное | Новости | Июнь 27, 2008, 7:42

В распоряжении «Ведомостей» оказался доклад «О состоянии конкуренции в России», подготовленный Антимонопольной службой (ФАС) и уже внесенный в правительство. Его будет представлять премьеру Владимиру Путину руководитель службы Игорь Артемьев. Совещание должно было пройти 24 июня, но его перенесли, говорит чиновник правительства.

Состояние конкурентной среды в России улучшается, считает ФАС. Рынок в высокой степени открыт для импорта, административное давление снижается, идет приватизация, из монополий выделяются конкурентные секторы. Однако до сих пор в неконкурентной среде работает около 20% предприятий, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич. Зато еще 20% сталкиваются с высокой конкуренцией.

Концентрация

Несмотря на конкуренцию, крупнейшие компании России становятся еще крупнее, обеспокоена ФАС, называя их рост «гипертрофированным». В 2003 г. 10% ВВП обеспечивали 52 компании, а в 2006 г. – только 11 компаний, подсчитал Росстат (см. графики на стр. А3). Но Росстат считает дочерние компании холдингов по отдельности. И учитывая, что большинство сделок последних лет – купля-продажа контрольных пакетов, реальная концентрация еще выше, пишет ФАС. За последние 10 лет Россия по этому показателю смогла приблизиться к уровню развитых стран, отмечает Сушкевич.

Разрешения на слияния и поглощения дает компаниям та же ФАС. Среди них слишком много (40%) внутриотраслевых, явно ослабляющих конкуренцию, недовольно ведомство Артемьева. Выше всего доля таких сделок в отрасли связи (100%), электроэнергетике (75%), машиностроении и пищепроме (по 60%).

Основные угрозы

Главные угрозы – госкорпорации, естественные монополии, риск появления картелей, антиконкурентные действия власти, перечисляет ФАС.

Вред госкорпораций в том, что им передаются государственные функции, говорится в докладе. Так, госкорпорация ЖКХ распределяет средства федерального бюджета, фактически дублируя функции госвласти. А «Ростехнологии» будут участвовать в реализации экспортно-импортной политики. При этом прибыль госкорпораций не подлежит распределению, а правила раскрытия менее жесткие, чем у АО, констатирует ФАС.

Но госкорпорации гораздо менее забюрократизированы, чем обычные госструктуры, возражает представитель госкорпорации ЖКХ Ростислав Мурзагулов, а за распределением госсредств следит наблюдательный совет. «Ростехнологии» от комментариев отказались.

Часть «дочек» естественных монополий должна стать самостоятельными предприятиями, считает ФАС. Но монополии сохраняют контроль, а «дочки» расширяют сферу интересов на все более непрофильные виды деятельности. Так, в конце 2007 г. в списке аффилированных с ОАО «РЖД» лиц было 117 фирм, включая ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ОАО «Рейлтрансавто», работающие экспедиторами (РЖД прокомментировать этот фрагмент доклада вчера не смогла).

Контроль за утверждением и согласованием инвестпрограмм монополий и госкорпораций со стороны правительства должен стать жестче, пишет ФАС. А правила проведения ими закупок надо унифицировать с госзакупками. Законопроект об этом ФАС написала, он проходит согласование. А пока монополии закупают примерно столько же, сколько государство, в 2007 г. закупившее товаров, работ и услуг на 3,3 трлн руб., отмечает начальник управления ФАС Михаил Евраев.

Госорганы и есть основные нарушители законодательства о защите конкуренции, считает ФАС: больше половины (52,8%) выявленных в 2007 г. нарушений совершено именно ими. Причем 22% нарушений – повторные. Госорганы сами заключают антиконкурентные соглашения, по-прежнему оказывают необоснованную помощь за счет бюджетных средств, передают компаниям имущество без торгов. Государство поддерживает одни компании сильнее, чем другие, и с ними сложно соперничать, говорит профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. Среди «дружественных» у него и госкорпорации, и небольшие фирмы, поддерживаемые чиновниками. Часть игроков может использовать административный ресурс, так было в США в 1920-х гг., говорит Волчкова.

Госкорпорации пока только собирают пакеты предприятий и аккумулируют средства, но угроза конкуренции уже есть, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. А картельные сговоры (какие отрасли подозревает ФАС – см. график) – результат рефлексов: крупный игрок повышает цену, остальные следуют за ним.

Отрасли

Нефтяная отрасль в России – олигополия (больше 80% нефти добывают и больше 75% перерабатывают пять компаний), считает ФАС: независимых участников все меньше, доля компаний с госучастием – больше. Объем нефти, добываемой малыми компаниями, за 10 лет упал вдвое до 5%, а количество независимых АЗС за три года – с 70% до чуть более 50% (см. статью на стр. Б3).

Среди других проблемных отраслей ФАС называет авиаперевозки: конкуренция ограничена, большинство маршрутов монополизированы, а две трети из 500 маршрутов не имеют альтернативного перевозчика. При этом на грузовом рынке 70% грузооборота приходится на четырех крупнейших перевозчиков.

В большинстве городов аэропорт один, и в нем совершенно не развита конкуренция между поставщиками услуг. Как показал опыт последних месяцев, совершенно не развит рынок авиатоплива, хотя 40% расходов авиакомпаний – траты именно на него. Лишь в двух аэропортах есть альтернативные топливозаправочные компании.

ФАС предлагает пустить инвесторов на территории аэропортов. В «Домодедово» часть перевозчиков уже используют хранилища аэропорта для работы со своим топливом, говорит представитель аэропорта Эльдар Тузмухаметов.

Крайне концентрированной отраслью считает ФАС и химию. 70% полиэтилена и 90% полипропилена производят три завода, почти 90% калийных удобрений – две компании. Большую часть сырья надо продавать через биржу, уверена ФАС. «Фосагро» ФАС уже рекомендовала продавать половину произведенного апатитового концентрата по фиксированной цене (не выше 2232 руб. за 1 т) и столько же – на бирже. Представитель компании Павел Бочков говорит, что это компромиссное решение: иностранные потребители платят за концентрат в разы больше.

Доклад ФАС может быть заслушан у Путина уже на следующей неделе, утверждают сразу два чиновника в ФАС и правительстве, но реакцию на него руководства они предсказать не решились.

Новости по теме


Свежие новости