ФАС борется
В распоряжении «Ведомостей» оказался доклад «О состоянии конкуренции в России», подготовленный Антимонопольной службой (ФАС) и уже внесенный в правительство. Его будет представлять премьеру Владимиру Путину руководитель службы Игорь Артемьев. Совещание должно было пройти 24 июня, но его перенесли, говорит чиновник правительства.
Состояние конкурентной среды в России улучшается, считает ФАС. Рынок в высокой степени открыт для импорта, административное давление снижается, идет приватизация, из монополий выделяются конкурентные секторы. Однако до сих пор в неконкурентной среде работает около 20% предприятий, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич. Зато еще 20% сталкиваются с высокой конкуренцией.
Концентрация
Несмотря на конкуренцию, крупнейшие компании России становятся еще крупнее, обеспокоена ФАС, называя их рост «гипертрофированным». В 2003 г. 10% ВВП обеспечивали 52 компании, а в 2006 г. – только 11 компаний, подсчитал Росстат (см. графики на стр. А3). Но Росстат считает дочерние компании холдингов по отдельности. И учитывая, что большинство сделок последних лет – купля-продажа контрольных пакетов, реальная концентрация еще выше, пишет ФАС. За последние 10 лет Россия по этому показателю смогла приблизиться к уровню развитых стран, отмечает Сушкевич.
Разрешения на слияния и поглощения дает компаниям та же ФАС. Среди них слишком много (40%) внутриотраслевых, явно ослабляющих конкуренцию, недовольно ведомство Артемьева. Выше всего доля таких сделок в отрасли связи (100%), электроэнергетике (75%), машиностроении и пищепроме (по 60%).
Основные угрозы
Главные угрозы – госкорпорации, естественные монополии, риск появления картелей, антиконкурентные действия власти, перечисляет ФАС.
Вред госкорпораций в том, что им передаются государственные функции, говорится в докладе. Так, госкорпорация ЖКХ распределяет средства федерального бюджета, фактически дублируя функции госвласти. А «Ростехнологии» будут участвовать в реализации экспортно-импортной политики. При этом прибыль госкорпораций не подлежит распределению, а правила раскрытия менее жесткие, чем у АО, констатирует ФАС.
Но госкорпорации гораздо менее забюрократизированы, чем обычные госструктуры, возражает представитель госкорпорации ЖКХ Ростислав Мурзагулов, а за распределением госсредств следит наблюдательный совет. «Ростехнологии» от комментариев отказались.
Часть «дочек» естественных монополий должна стать самостоятельными предприятиями, считает ФАС. Но монополии сохраняют контроль, а «дочки» расширяют сферу интересов на все более непрофильные виды деятельности. Так, в конце 2007 г. в списке аффилированных с ОАО «РЖД» лиц было 117 фирм, включая ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ОАО «Рейлтрансавто», работающие экспедиторами (РЖД прокомментировать этот фрагмент доклада вчера не смогла).
Контроль за утверждением и согласованием инвестпрограмм монополий и госкорпораций со стороны правительства должен стать жестче, пишет ФАС. А правила проведения ими закупок надо унифицировать с госзакупками. Законопроект об этом ФАС написала, он проходит согласование. А пока монополии закупают примерно столько же, сколько государство, в 2007 г. закупившее товаров, работ и услуг на 3,3 трлн руб., отмечает начальник управления ФАС Михаил Евраев.
Госорганы и есть основные нарушители законодательства о защите конкуренции, считает ФАС: больше половины (52,8%) выявленных в 2007 г. нарушений совершено именно ими. Причем 22% нарушений – повторные. Госорганы сами заключают антиконкурентные соглашения, по-прежнему оказывают необоснованную помощь за счет бюджетных средств, передают компаниям имущество без торгов. Государство поддерживает одни компании сильнее, чем другие, и с ними сложно соперничать, говорит профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. Среди «дружественных» у него и госкорпорации, и небольшие фирмы, поддерживаемые чиновниками. Часть игроков может использовать административный ресурс, так было в США в 1920-х гг., говорит Волчкова.
Госкорпорации пока только собирают пакеты предприятий и аккумулируют средства, но угроза конкуренции уже есть, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. А картельные сговоры (какие отрасли подозревает ФАС – см. график) – результат рефлексов: крупный игрок повышает цену, остальные следуют за ним.
Отрасли
Нефтяная отрасль в России – олигополия (больше 80% нефти добывают и больше 75% перерабатывают пять компаний), считает ФАС: независимых участников все меньше, доля компаний с госучастием – больше. Объем нефти, добываемой малыми компаниями, за 10 лет упал вдвое до 5%, а количество независимых АЗС за три года – с 70% до чуть более 50% (см. статью на стр. Б3).
Среди других проблемных отраслей ФАС называет авиаперевозки: конкуренция ограничена, большинство маршрутов монополизированы, а две трети из 500 маршрутов не имеют альтернативного перевозчика. При этом на грузовом рынке 70% грузооборота приходится на четырех крупнейших перевозчиков.
В большинстве городов аэропорт один, и в нем совершенно не развита конкуренция между поставщиками услуг. Как показал опыт последних месяцев, совершенно не развит рынок авиатоплива, хотя 40% расходов авиакомпаний – траты именно на него. Лишь в двух аэропортах есть альтернативные топливозаправочные компании.
ФАС предлагает пустить инвесторов на территории аэропортов. В «Домодедово» часть перевозчиков уже используют хранилища аэропорта для работы со своим топливом, говорит представитель аэропорта Эльдар Тузмухаметов.
Крайне концентрированной отраслью считает ФАС и химию. 70% полиэтилена и 90% полипропилена производят три завода, почти 90% калийных удобрений – две компании. Большую часть сырья надо продавать через биржу, уверена ФАС. «Фосагро» ФАС уже рекомендовала продавать половину произведенного апатитового концентрата по фиксированной цене (не выше 2232 руб. за 1 т) и столько же – на бирже. Представитель компании Павел Бочков говорит, что это компромиссное решение: иностранные потребители платят за концентрат в разы больше.
Доклад ФАС может быть заслушан у Путина уже на следующей неделе, утверждают сразу два чиновника в ФАС и правительстве, но реакцию на него руководства они предсказать не решились.
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну