В ТК ТС вряд ли войдут поправки бизнесменов
К очередному пересмотру Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) подготовлены две различные редакции поправок. Авторство одной из них принадлежит экспертной рабочей группе (в нее входят исключительно таможенники РФ, Белоруссии и Казахстана, а руководит ею глава ФТС Андрей Бельянинов). Вторая — это вариант редакции ТК ТС, подготовленный бизнес-сообществом ЕЭП в рамках Евразийского делового совета (некоммерческая организация деловых кругов ЕврАзЭС, возглавляет ее Олег Сосковец) и гармонизированный с дорожной картой проекта “Совершенствование таможенного администрирования”, разработанной Агентством стратегических инициатив.
Однако в ЕЭК говорят о том, что “двух редакций поправок в ТК ТС нет”. Министр ЕЭК по делам таможенного сотрудничества Владимир Гошин сообщил “Коммерсанту”, что “в ходе проводимой работы по внесению изменений в ТК ТС экспертами рассмотрены все поступившие в адрес рабочей группы предложения, в том числе и от Евразийского делового совета”. Отметим, пакет предложений ЕДС, согласно копии письма господина Сосковца первому вице-премьеру Игорю Шувалову, был направлен Комиссии Таможенного союза еще 28 декабря 2011 года и с тех пор, по словам источника знакомого с его рассмотрением, “лежит без движения”. В материалах рабочей группы, датированных апрелем 2012 года, поправок ЕДС или ссылок на них также нет. Результаты же работы группы таможенников представляют собой правку ТК ТС, направленную либо на обеспечение уплаты необходимых таможенных платежей и сборов (в частности, предложение дополнить раздел ТК ТС “Таможенные платежи” подразделом “Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины”), либо на ликвидацию бизнес-практик, позволяющих такие платежи минимизировать.
Так, ссылаясь на “неунифицированность норм гражданского (договорного) законодательства”, группа констатирует, что нынешняя редакция ТК ТС создает условия для возникновения “теневых схем по уклонению от уплаты косвенных налогов”. Однако вместо декларированной при создании ЕЭП гармонизации национальных законодательств предлагает просто переопределить понятие внешнеэкономической сделки, что потребует новых правок при изменении бизнес-практик.
При этом важнейшие поправки к ст. 123 и ст. 126.1 ТК ТС, посвященные “удаленным” таможенным операциям (позволяющие проводить их на всей территории ТС), фиксируют лишь “право таможенного органа одного из государств ТС” поручить “таможенному органу другого государства—члена Таможенного союза совершить отдельные таможенные операции” и относят форму реализации этого “права” к компетенции ЕЭК.
Альтернативный пакет поправок авторства ЕДС, согласно сопроводительным документам, направлен на приведение норм ТК ТС в соответствие с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенции Киото), упрощение таможенного администрирования и учет правоприменительной практики ТС. Среди новаций документа — введение в ТК ТС комплекса правовых норм, регулирующих применение информационно-коммуникационных технологий и механизмов “единого окна”, упрощающих систему таможенного администрирования для бизнес-сообщества и повышающих эффективность таможенного контроля. Ряд положений поправок базируется на прогрессивных нормах кодекса о таможенном деле Казахстана, включая предложение о введении в ТК ТС института “таможенной очистки”. Поясняя необходимость таможенной реформы для бизнеса на заседании координационного совета ЕДС 28 мая, глава именно казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков констатировал: потери экономики Казахстана только от правомерного таможенного контроля в год оцениваются в $8 млрд в год — при том что таможенная служба республики администрирует лишь $7,7 млрд доходов в год.
Вероятно, у идей ЕДС еще есть шансы быть учтенными в новой редакции ТК ТС. Как заявил господин Гошин, “ЕЭК включилась в процесс обсуждения поправок к ТК ТС на завершающей стадии” и обсуждать детали в комиссии считают “преждевременным”: “Проект поправок в ТК ТС только разрабатывается. Нет цельного документа”. По словам чиновника, окончательный вариант “может включать и обсуждение проекта с деловыми кругами, мнение которых учитывается при формировании позиции”. Однако шансы невелики: в целом, по мнению ЕЭК, “действующая редакция ТК ТС гармонизирована с Киотской конвенцией”. Предложения ЕДС же “могут быть рассмотрены в последующем, когда уже под эгидой ЕЭК будет модернизироваться таможенное законодательство”.
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
В ближайшие два года логистика в России столкнется с кадровым голодом
Более половины опрошенных представителей российского бизнеса на горизонте 1-2 лет предвидят критическое усугубление дефицита персонала в логистике, что может привести к перебоям в операционной деятельности
-
«Мурманский морской рыбный порт» отправил первый рефрижераторный поезд
«Мурманский морской рыбный порт» (ММРП) отправил первый рефрижераторный поезд
-
«Трансконтейнер» расширил географию перевозок контейнеров в полувагонах отправками из Хабаровска
Контейнерный оператор «Трансконтейнер» (входит в ГК «Дело») в середине марта организовал отправки контейнеров в полувагонах с собственного терминала на станции Хабаровск-2
-
Спад грузооборота портов Латвии в январе-феврале остается на уровне 15%
Перевалка в портах Латвии по итогам первых двух месяцев 2024 года остается на 15% меньше, чем годом ранее
-
CMA CGM договорился о партнерстве с новым фидерным перевозчиком Саудовской Аравии
CMA CGM объявила о партнерстве с Folk Maritime, новым фидерным перевозчиком Саудовской Аравии