НМТП разместило облигации – вопросы к стратегии остались
Сегодня, когда Новороссийский морской торговый порт завершил размещение еврооблигаций, на $300 млн., под хорошие 7% годовых, стоит задаться вопросом, а что же такого написано в информационном меморандуме. Меморандуме, который демонстрировали инвесторам во время road-show.
Написано много: 157 страниц информации от НМТП и еще аудиторский отчет, и прочие приложения.
Интересное отношение к конкурентам. К примеру, Дальневосточные порты в принципе не рассматриваются в Меморандуме, как конкуренты. Порты финского залива только как конкуренты в обработке контейнеров. Мало того, российские моры на Азовском море, украинские Черноморские порты в принципе не рассматриваются как конкуренты. Или им отводится некая второстепенная роль.
Оправдан ли такой подход? Отчасти да. Но, к примеру, Дальний восток серьезный конкурент НМТП и в контейнерном, и в навалочном бизнесе. Для перевалки металлов, леса и многих других грузов грузовладельцы также пока выбирают Дальний восток. А появится там нефтепровод, так он будет не меньшим конкурентом Шесхарису, чем уже обогнавший Новороссийск Приморск.
Про контейнеры и говорить не приходится. Пока в планах, изложенных в меморандуме указаны 300 тыс. TEU для Новорослесэкпорта. Но, во-первых, имеется серьезная конкуренция за объемы в самом Новороссийске, а в сравнении с другими регионами, контейнерная перевалка Компании – это ничто. Впрочем, и от любого отдельно взятого терминала Украины, мощности НМТП отстают в 5-6 раз.
Очень серьезный упор в Меморандуме делается на сотрудничество с железной дорогой. Возможно, инвесторам в финансовых мировых центрах не известно, чем такое сотрудничество может закончиться. В современной российской истории за каждым подписанием неких денежных или инвестиционных соглашений с работающим портом следовал какой-нибудь скандал и массированная атака РЖД на контрагента. На том все и заканчивалось.
Впрочем, отнесение к конкурентным преимуществам нахождение на пути коридоров Север-ЮГ (в тексте Меморандума он скромно поименован коридором Хельсинки-Новороссийск) и коридора TRACECA, может вызвать еще более широкую улыбку, чем сотрудничество с РЖД. Надеяться на наполнение подобных коридоров каким-либо грузом могут только оптимисты, но не реалисты.
По поводу оптимизма. В тексте, к примеру, встречается упоминание танкеров на 250 тыс. dwt., которые могут обрабатываться на Шесхарисе. Надо ли напоминать, что такие громадины Босфор не пройдут, а использование их в качестве шатлов на будущий сливной нефтепорт в Бургасе будет неэффективно.
Вообще Меморандум вносит несколько новых идей в понимание эффективности. Дважды упоминается, что морской маршрут из ЮВА в Россию через Новороссийск короче чем через Гамбург-Петербург на 8 суток. Такие акценты лишний раз указывают на то, что авторы Меморандума не понимают сути современных грузоперевозок. Груз не должен прийти быстрее или медленнее – он должен прийти по расписанию и желательно дешевле. Но если НМТП, вслед за РЖД повторяет мантру о скорости грузопотока – стоит оглянутся на главное достижение РЖД – сворачивание грузопотока по Транссибу, который как известно еще короче чем путь ЮВА-Гамбург-Петербург. Короче на 13 – 18 суток. И что, помогло им это?
Последнее. Не очень понятна все-таки стратегия Группы НМТП. Контейнеры по-прежнему будут жить рядом с пиломатериалами в НЛЭ, весь брейк-балк на площадях НМТП и т.д. Но размаха, соответствующего сумме вложений в $700 млн. в меморандуме не замечено.
И кстати. В рисках Меморандума не указана вероятность попыток государства отобрать Шесхарис. Ведь главная компания на нефтерайоне – Черномортранснефть. Она обеспечивает хранение, охрану, работает с клиентами и даже собирает тариф. Вероятность того, что головная Транснефть столкнувшись с дефицитом средств на строительство ВСТО, предложит руководству страны рассмотреть вопрос по существу – есть. И о ней не надо забывать.
Новости по теме
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
Свежие новости
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее