Экологи и общественность о будущем портов в Сочи
21 февраля 2009 г. состоялось Межведомственное совещание по вопросу координации дорожных служб и организации транспортной логистики по доставке грузов для строительства олимпийских объектов, которое проходило в офисе Государственной корпорации (ГК) “Олимпстрой” в г.Сочи.
На совещании был официально обнародован общий объем грузов, которые планируется переваливать для нужд Олимпиады-2014 через морские порты – 68 миллионов тонн. Этот объем вновь заставляет серьезно задуматься, зачем же в Имеретинской низменности строить целых два грузовых порта?
Когда летом прошлого года шли ожесточенные баталии вокруг вопроса о необходимости строительства в Имеретинской низменности двух портов, Олимпстрой, Минтранс и другие заинтересованные в строительстве этих портов структуры озвучивали совсем иную цифру – 103 миллиона тонн, которая служила основным аргументом, что портов нужно два – иначе с этим грузопотоком не справиться. Сейчас оказалось, что грузов для Олимпиады нужно на 35 миллионов тонн меньше.
Данный объем грузов, официально опубликованный в пресс-релизе ГК “Олимпстрой” от 24.02.2009г., свидетельствует о том, что для обеспечения необходимого для подготовки к Олимпийским играм грузооборота вполне достаточно ОДНОГО грузового порта. Об этом совершенно ясно свидетельствуют и другие цифры.
Второй грузовой район порта Сочи только 26 января 2009г. был вынесен на общественные слушания и вместе с огромным количеством замечаний и возражений экологов-общественников и местных жителей отправлен на госэкспертизу. Строительство самое раннее может начаться только летом этого года. Срок строительства Второго грузового района порта Сочи составляет 2 года, т.е. к эксплуатации он будет готов не ранее середины 2011 года. Объем грузооборота этого порта – 5 млн. тонн в год. Т.е. через этот порт до начала 2014 года возможно будет перевезти только 12,5 млн. тонн грузов.Что почти в три раза меньше той разницы в изначально планировавшемся и ныне определенном общем объеме “олимпийских” грузов. Становиться очевидным, что для проведения Олимпиады-2014 Второй грузовой район совершенно не нужен.
Стоит ли эта овчинка выделки? Зачем губить уникальные рекреационные ресурсы Имеретинской низменности, ущемлять конституционное право жителей на благоприятную окружающую среду в результате строительства грузового порта посреди жилой и рекреационной застройки – ради перевалки грузов, которые можно спокойно перевезти через имеющиеся железнодорожные мощности и через ОДИН грузовой порт?
В начале февраля 2009г. Президент РФ Дмитрий Медведев и Председатель Правительства РФ Владимир Путин в связи с дефицитом бюджета потребовали от всех государственных органов сократить бюджетные расходы на 15%. Особое внимание было уделено Министерству транспорта РФ от которого потребовали сократить расходы не менее, чем на 30%. В настоящее время, Министерство транспорта РФ, судя по итогам Межведомственной комиссии в ГК “Олимпстрой”, не восприняло указания Президента РФ и Председателя Правительства РФ о сокращении бюджетных расходов и продолжает настаивать на строительстве никому не нужного, в том числе Олимпиаде-2014, Второго грузового района порта Сочи.
В рамках Олимпийской программы федеральный бюджет должен оплатить более 7 млрд. рублей (200 млн.долларов США) за строительство самой дорогой части Второго грузового район порта – морских причальных стенок. Обязательства же инвестора – турецкой компании “Колин Иншаат Туризм Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети”, которая является подрядчиком ФГУП “Росморпорт” составляют всего 2 млрд.рублей.
В сложившейся ситуацией со Вторым грузовым районом порта Сочи возникло несколько вопросов: Для каких грузов строится порт? Имеет ли он отношение к Олимпийским задачам? Почему Министерство транспорта РФ так настойчиво игнорирует поручения Президента РФ и не дает предложений по сокращению бюджетных расходов на 7 млрд. рублей за счет отказа от строительства никому не нужного Второго грузового района порта Сочи.
Может быть ответ прост: кадастровая стоимость земли, отведенной под строительство порта, составляет 8,7 млрд. рублей, а порт лишь прикрытие для ее освоения?
По данным фактам местные жители обратились к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ с требованием проверить причины настойчивого нежелания Министерства транспорта РФ сокращать бюджетные расходы на 7 млрд. рублей.
Вместе с тем, есть признаки того, что министр транспорта Игорь Левитин все-таки задумался над тем, так ли уж действительно необходимо строительство Второго грузового района порта Сочи. 9 февраля 2009г. в интервью Левитина радио “Эхо Москвы” на вопрос “не могли бы вы в доходчивой форме объяснить, для чего в районе Имеретинской низменности Сочи проектируется строительство двух грузовых портов?” министр ответил следующее: “Мы еще раз внимательно сейчас анализируем те объемы грузов, которые реально будут, у нас уже есть, пока предварительно, что у нас будет меньше грузов, чем мы планировали ранее, поэтому мы специально строить второй порт и тратить значительные суммы денег, не будем. Хотя оба порта уже конкурсы прошли, есть уже инвесторы, но если мы поймем, что мы справимся с меньшим объемом, тогда мы будем пересматривать”.
Т.е. в Минтрансе уже понимают, что, запланировав в Имеретинской низменности два грузовых порта они дали маху. Этому “пониманию”, очевидно, содействовало не только снижение общего объема грузов, необходимых для Олимпиады-2014 (что вряд ли не было известно изначально – ибо 35 млн. тонн – слишком большая цифра, чтобы на нее можно было “ошибиться”), но и активная гражданская позиция жителей Имеретинской низменности, резко выступивших против его строительства, а также мировой финансовый кризис, который лишает различные заинтересованные структуры прежней свободы легко вкладывать миллиарды государственных средств в выгодный им бизнес. Но перевесит ли данное “понимание” интересы лоббирующих строительство Второго грузового района структур – это большой вопрос.
И в этой ситуации жителям Имеретинской низменности и общественным экологическим организациям необходимо еще больше усилить воздействие на все имеющие отношение к этому вопросу структуры, и, прежде всего, на Международный Олимпийский Комитет, с требованием отказа от строительства неприемлемого во всех отношениях Второго грузового района порта Сочи. (Инф. ТОС “ПСОУ” и Экологической Вахты по Северному Кавказу)
Новости по теме
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
В летнюю навигацию по внутренним водным путям России перевезено 90 млн тонн грузов
Рост объемов перевозок составил более 10% к уровню прошлого года
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн