Как украсть нефть

Логистика | Море | Новости | Декабрь 27, 2011, 15:13

Сумма ущерба “Транснефти” от хищений нефти из  трубы оценивается в компании в десятки миллионов долларов – ежегодно пропадает порядка 0,01% от общего объема прокачки.  Но и от махинаций с нефтепродуктами компания терпит убытки. Газета “Ведомости” опубликовала результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии — «Транснефтепродукта» (ТНП), которая выяснила, что отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть сотни тонн нефтепродуктов.

Проверка ТНП прошла в 2010 г. по инициативе  ревизорской службы монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт».

В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб.. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов. Однако аудиторам не удалось получить доступ ко всем документам, поэтому проверку нельзя считать полной, отмечают источники газеты.

Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций — формирование неучтенных излишков топлива. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре.  Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек. Так было, например, на «Уралтранснефтепродукте», где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта» аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы.

Еще одна схема — завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.

Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей», но часто они игнорируются.

Президент “Транснефти” потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. Якобы работа по устранению нарушений ведется, но пока не ясно, насколько успешно.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости