Нашелся покупатель Мурманского порта

Логистика | Море | Новости | Декабрь 09, 2011, 7:41

Покупатель 63,5% акций Мурманского морского торгового порта (ММТП) на аукционе 2 ноября действовал в интересах компании “СДС-уголь”, рассказали “Коммерсанту” несколько источников, знакомых с ситуацией. Такие же данные у агентства Reuters. По словам собеседников “Ъ”, “СДС-уголь” получит 63,5% акций ММТП (47,55% уставного капитала) от питерского ООО “Гарсия”, которое победило в аукционе. Акции продавали Laterium Commercial Limited и Specialized Project Investments B.V., по неофициальной информации, подконтрольные Николаю Егорову и Сослану Харебову. “Гарсия” победила на третьем шаге торгов, предложив за бумаги 7,65 млрд руб.

Учредитель и гендиректор ООО “Гарсия” Антон Учитель вчера подтвердил “Ъ”, что компания выступает лишь агентом “одной из крупных угольных компаний”, но отказался сообщить ее название. По словам господина Учителя, передача акций конечному покупателю началась на прошлой неделе, проходит по цене приобретения бумаг на аукционе и должна завершиться примерно через неделю. Представители ММТП заявили “Ъ”, что ничего не знают о новом собственнике контрольного пакета акций порта. В “СДС-угле” от комментариев отказались.

“СДС-уголь” включает в себя ряд угольных активов в Кемеровской области, где добываются коксующиеся и энергетические угли. В 2010 году добыто 16 млн тонн угля, в 2011-м планируется увеличить этот показатель до 24 млн тонн.

ММТП, по данным ОАО РЖД, за девять месяцев 2011 года принял с железной дороги 11 млн тонн грузов, из них около 8 млн тонн — уголь, 1,5 млн тонн — металлические руды и 1,5 млн тонн — удобрения. 25,5% акций ММТП находится в собственности государства и включены в программу приватизации на этот год.

Один из источников “Ъ” на рынке перевалки угля высказал мнение, что после приобретения Мурманского порта “СДС-уголь” может вернуться к переговорам о продаже части угольной компании структурам Геннадия Тимченко, которые интересовались как ММТП, так и “СДС-углем”. Представители господина Тимченко, впрочем, отрицали интерес бизнесмена к этим активам. Неофициально подтверждалось лишь, что “были контакты по “СДС-углю”, но они ничем конкретным не закончились”.

Директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева считает версию о связи между приобретением ММТП и возможной продажей доли в “СДС-угле” вполне логичной. Впрочем, по ее словам, это не только повышает стоимость компании в преддверии продажи, но и в принципе выгодно. Сейчас “СДС-уголь” работает через порт Риги, а перевалка через Мурманск будет обходиться дешевле на $1,5-2 с тонны, отмечает госпожа Малышева. То есть экономия на этой услуге составит до 25%.

Олег Петропавловский из БКС добавляет, что “СДС-уголь” также сэкономит на перевозке угля к порту. По его данным, экономия составит $7-9, до 20% от текущих транспортных расходов компании. При этом аналитик отмечает, что если владельцы “СДС-угля” не продадут долю в компании стратегическому инвестору, а выведут ее на IPO (о такой возможности в июне говорил председатель совета директоров компании Лев Рыбак), то наличие на балансе непрофильного актива в виде ММТП будет рассматриваться инвесторами как минус. Впрочем, в этом случае порт можно будет перевести на баланс другой компании материнского холдинга.

InfraNews: Суммарная стоимость перевозки из Кемерово в порты Северного моря  через Мурманск примерное $60, через Ригу –  порядка $67. Экономия на перевалке – штука спорная. Ибо процент порчи полувагонов в Мурманске таков, что, так или иначе переложенный в экономику отправки, вполне может убить любую экономику.

Собственно, экономия в $6-8 на тонну с учетом оборота экспортного СДСа может дать по году порядка $30 млн. к валовой прибыли. В чистой прибыли это может быть и 20, и 10 млн. Так что вопрос окупаемости – очень большой. А вот главный вопрос: куда денется сегодняшний базовый клиент ММПТ – СУЭК, который обеспечивает до 70% перевалки? Если уйдет на вторую очередь терминала в Ванино, то у ММТП не останется объемов. А если их не останется, то тогда и смысла в покупке нет, поскольку СДС такой объем не заместит.

Проблема же выхода на IPO вместе с ММТП – это смертельный номер для слепо-глухо-немых инвесторов! Тому, кто этот порт видел, обсуждать это не захочется.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости