Stena стоит на своем

Логистика | Море | Новости | Сентябрь 09, 2011, 10:10

После продажи в середине августа группой ИСТ 88,2% акций Балтзавода Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Сергея Пугачева новые акционеры завода решили, что им не выгоден уже заключенный  контракт со StenaRoRo и уведомили шведов о его расторжении, пишет “Комменрсантъ”. Контракт на строительство двух океанских ролкеров (типа RoPax с длиной парковочных полос 4020 погонных метров для перевозки автомобилей-трейлеров) с опционом еще на два судна был подписан 7 июля 2005 года и оценивался в €240 млн. Представители Stena обратились в арбитражный суд торговой палаты Стокгольма за взысканием с завода €145,5 млн убытков в связи с неисполнением контрактов. 24 сентября 2008 года арбитраж взыскал с Балтзавода €20 млн — по €5 млн за каждое непостроенное судно.

Но платить виновники расторжения контракта отказались, да и  арбитражный суд Санкт-Петербурга в 209 году решил, что судостроительные контракты не заключены и на завод не может быть возложена ответственность за их неисполнение, потому что протокол об одобрении контрактов советом директоров Stena отсутствует. Также российские судьи решили, что исполнение решения арбитража в отношении стратегического предприятия “может стать причиной банкротства завода и причинит ущерб суверенитету и безопасности государства, а потому противоречит публичному порядку РФ”. Позднее кассационный суд также счел нарушенными основы правопорядка  “вследствие нарушения основополагающих принципов российского права, в частности, принципов свободы договора и равенства его сторон, а также правил возложения ответственности”.

Stena обратилась в Высший арбитражный суд, и коллегия судей нашла основания для пересмотра дела. Тройка судей указала, что стокгольмский арбитраж установил факт одобрения контрактов советами директоров компании и завода, а российские суды не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела. По мнению  судей, взыскиваемые шведской компанией убытки сходны с понятием неустойки, используемым в российском гражданском праве. К тому же ранее в своем отзыве, направленном в арбитраж, Балтзавод соглашался выплатить неустойку в размере €20 млн, если суд признает контракты вступившими в силу.

Чем закончилось это разбирательство — пока неизвестно. Но в конце августа в арбитражный суд Санкт-Петербурга поступило заявление ООО “Торговый Дом “Санеста-Металл”” о признании Балтзавода банкротом. Проверять обоснованность требований кредитора, которому завод должен за поставки труб всего 16,3 млн руб., суд будет 3 октября. По мнению экспертов, если президиум ВАС решит все-таки взыскать с Балтзавода €20 млн, то Stena сможет включиться в процесс его банкротства. В таком случае это будет риск реального банкротства завода.

Российское судостроение хоть и имеет какой-то потенциал, но международный имидж у него все слабее. Вспомним хотя бы историю с Севмашем.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости