Несовместимые с жизнью таможенные правила

Проблемы с обработкой транзитных контейнеров на терминале Восточной стивидорной компании (ВСК) в порту Восточный начались со вступлением в силу с 1 июля кодекса Таможенного союза. Как поясняется в письме 30 экспедиторов, работающих в порту, в Федеральную таможенную службу (ФТС), Минтранс, ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) и руководству Дальневосточной железной дороги, в течение более 15 лет на терминале действовала схема предварительного электронного таможенного оформления грузов (ПТЭО). Таможенное оформление грузов производилось до начала перегрузки на железную дорогу. Эта процедура не совпадает с общим порядком таможенного оформления транзитных грузов, но старый Таможенный кодекс позволял местным таможенным органам устанавливать особый порядок оформления грузов, что и происходило в случае с ВСК. Но кодекс Таможенного союза такой возможности уже не дает. С 1 июля все транзитные грузы на терминале стало возможно оформлять только после того, как контейнер принят к погрузке ОАО “Российские железные дороги”, а значит, все процедуры таможенного оформления должны проходить уже на железнодорожном фронте терминала.

Новые требования таможни “несовместимы с технологией работы припортовой станции” и технологическим процессом перевалки контейнерных грузов в порту, пишут экспедиторы в письме. Это задерживает контейнер на подъездных путях как минимум на три дня, которые ОАО РЖД берет на составление и подачу таможенной декларации, указывают они. В результате терминал ВСК, с которого до 30 июня отгружалось в среднем 162 контейнера ежедневно, за первую неделю июля не обработал вообще ни одного контейнера, а в дальнейшем — в среднем по 30-40 в день. За две недели работы Таможенного союза на терминале скопилось 4885 неотправленных контейнеров.

Экспедиторы жалуются, что уже получают претензии от клиентов, например концерна General Motors, который поставляет через ВСК автокомплекты на свой завод в Узбекистане, но, как утверждают экспедиторы, в случае продолжения простоев вынужден будет перевести перевозку грузов на Транскитайскую магистраль. Авторы письма просят адресатов “разрешить сложившуюся ситуацию и принять меры для восстановления схемы таможенного транзита”.

В ОАО РЖД “Ъ” сказали, что знают о проблеме, отметив, что портам было заранее известно, что после введения нового Таможенного кодекса режим оформления ПТЭО придется отменять, и монополия указывала, что для разрешения проблем портам надо расширять железнодорожные фронты погрузки-выгрузки, инвестировать в строительство “сухих портов”. На это же ОАО РЖД указывало и Минтрансу, который согласовывал документы Таможенного союза. Единственный способ решения проблемы — расширение площадей для временного хранения транзитных контейнеров, где могло бы производиться их таможенное оформление, заключают в монополии. В ОАО РЖД подчеркнули, что на протяжении последних двух лет соглашались на пролонгирование действия таможенного оформления по ПТЭО. Комментариев Минтранса и ФСТ вчера получить не удалось.

В самой ВСК “Ъ” пояснили, что под новые правила подпадает 30-50% от общего контейнерооборота порта — грузы, которые ранее шли по процедуре таможенного транзита в Сибирь, центральную часть России, а также в Казахстан, Узбекистан и другие страны СНГ. “Схема “погрузка—таможня—отправка” противоречит здравому смыслу. Инфраструктура замораживается на все время таможенных процедур: порт вынужден останавливать работу, стопорится формирование маршрутов”,— говорят в порту. Выход из ситуации может быть найден только в результате конструктивных договоренностей таможенных органов и РЖД, добавили в ВСК.

Infranews: В случае с ВСК замечания ОАО РЖД об отсутствии инвестиций в подъездные пути к портам не имеют основания: в отличие от других портов Дальнего Востока именно у ВСК перегрузочных мощностей хватает. ОАО РЖД стоит совместно с портом добиваться продления действия режима ПТЭО, поскольку деньги в этой ситуации теряют обе стороны.

Infranews

 

Новости по теме


Свежие новости