Революция

Повод

Поводом для данного исследования послужили 2 статьи в Российской газете описывающие планы Московского правительства относительно Западного речного порта находящегося в 500 метрах от строящегося комплекса Москва-Сити.

Первая статья “Пейзаж без крана”  от 19 Января 2007:

Западный речной порт, построенный одновременно с каналом Москва – Волга в 1937 году, ждет полная реконструкция. Об этом сообщил корреспонденту “РГ” зам. мэра столицы по международным и внешнеэкономическим связям Иосиф Орджоникидзе.

– У нас есть замечательный проект, – рассказал Орджоникидзе. – Архитекторы предложили превратить грузовой Западный порт в логистический центр или в главную базу материально-технического обслуживания Московского международного делового центра (ММДЦ). Близость порта к Сити, а также сложившаяся там транспортная инфраструктура, включая подъезды для автотранспорта и Малое кольцо железной дороги, делают это вполне осуществимым.

Картину ближайшего будущего порта для читателей “РГ” “нарисовал” главный архитектор “Метрогипротранса” Николай Шумаков. Суда будут разгружать современные мобильные краны на резиновом ходу грузоподъемностью до 20 и более тонн. Грузовое судно, подплыв к Сити, исчезнет из поля зрения – словно под воду ушло! А оказывается, сухогруз встал на разгрузку под козырек причала…

Складские же помещения и паркинг для большегрузных автомобилей спрячутся под землю – для них предусмотрено громадное многоуровневое пространство. Под Москвой-рекой примерно на глубине 20 метров протянется чисто транспортный тоннель.

На территории порта разместятся также таможенный пост и мощный компьютерный центр, регулирующий потоки грузов и всю логистику. Сыпучие грузы останутся в прошлом.

Вторая статья “Из речного порта – в “Москву-Сити”  в Российской Газете опубликована сегодня:

Западный речной порт станет портом международного делового центра “Москва-Сити”. Ставший не так давно акционерным обществом со 100-процентной долей города, этот речной терминал будет обеспечивать “Москва-Сити” всеми необходимыми грузами, которые доставят туда по специально построенному тоннелю. По нему же обратно в порт для утилизации будет вывозиться и весь скопившийся в офисах мусор.

Как вчера было заявлено на заседании общественного градостроительного совета при мэре Москвы, уже подготовлена концепция реконструкции Московского Западного речного порта. По словам главного архитектора столицы Александра Кузьмина, порт планируется соединить тоннелем с центральным ядром делового центра. “Это очень удобный альтернативный способ централизованного снабжения “Москва-Сити”, пояснил Кузьмин. – Реконструкция порта и потребовалась прежде всего для того, чтобы ликвидировать дефицит пропускной способности улично-дорожной сети в районе строящегося делового центра”.

В самом порту построят таможенный терминал, логистический центр, пункт приема контейнеров. Все крупногабаритные грузы будут доставляться напрямую из порта в деловой центр по тоннелю протяженностью приблизительно 1,2 километра. Грузовики же на территорию “Москва-Сити” пустят только с продуктами питания для различных кафе и ресторанов.

Мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что очень важно принять решение, которое позволит резко снизить количество складских помещений и логистических операций в порту.

Однозначно не все говорят на понятном языке. Вывод об этом можно сделать не столько из самих текстов,  в котором все термины, относящиеся к стивидорному или логистическому бизнесу, написаны с ошибками и описаны совершенно не верно.

Проектированием новой территории порта занимаются архитекторы и компания “Метрогипротранс”.

Безусловно, метростроители и архитекторы, наверняка, грамотные профессионалы. Но поставленная перед ними задача – облагородить пейзаж, который будет открываться из окон небоскребов на излучине Москва-реки. По сути планируется создать некое выставочное предприятие, которое, судя по описанию, вряд ли станет приносить прибыль.

Справка:  Концепция реконструкции Московского Западного порта

Цитаты из пояснительной запискаи (материалы с официального сайта “Метрогипротранса”):

Концепция реконструкции Московского Западного порта и организации централизованного снабжения потребителей в ММДЦ «Москва-Сити» разработана в соответствии с Заданием, утвержденным заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы И.Н.Орджоникидзе.

В разработке Концепции участвовали специализированные проектные организации г. Москвы, а также компания «Аманет», привлеченная в качестве эксперта по логистике.

Концепция разработана с целью решения вопроса обеспечения ММДЦ «Москва-Сити» товарами и грузами.

Концепция предусматривает практически полное исключение нецентрализованного завоза массовых грузов в «Москва-Сити», за исключением свежих продуктов для сети общественного питания.

Соотношение по видам транспорта для снабжения Московского Западного порта составляет: 65% -автотранспорт, 25%- железная дорога, 10% – речной транспорт (только в период навигации). Ввиду того, что завоз автотранспортом создает значительную нагрузку на улично-дорожную сеть в районе и городе в целом, Концепция предусматривает постепенную переориентацию с автомобильного транспорта на железнодорожный, с доведением его доли в общем объеме перевозок МЗП до 50-60 %. С этой целью планируется организация тылового терминала вблизи МКАД для перегрузки контейнеров с автотранспорта на железнодорожные платформы и отправка составов на станцию Фили МЖД и далее на территорию порта, где будут уложены дополнительные приемоотправочные пути.

Основной въезд грузового автотранспорта на территорию Западного порта предусмотрен со стороны проектируемого дублера Кутузовского проспекта, проходящего здесь параллельно Московской железной дороге. Кроме того, организуется въезд автотранспорта со стороны Большой Филевской улицы.

Московский Западный порт соединяется с ММДЦ «Москва-Сити» подземным транспортным тоннелем диаметром 5,5м, длиной 1,2км по которому организовано движение грузовых составов метрополитена.

Основной функциональной составляющей объекта является деятельность по централизованному приему, подготовке и доставке грузов для потребителей ММДЦ «Москва-Сити». Весь объем грузов подготавливается к перевозке на территории Московского Западного порта. Затем по транспортному тоннелю грузы на поддонах перевозятся на уровень 105м Центрального ядра ММДЦ, а оттуда, через склад временного хранения, адресно распределяются по потребителям.

Все погрузочно-разгрузочные работы, связанные с приемкой грузов – разгрузка речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и складирование контейнеров с грузами – происходят в стилобате порта, высота которого – 20м. В этом же уровне располагаются площадки для отстоя трейлеров, и зона таможенного терминала.

Первый подземный уровень (-12м) это зона складирования поддонов, подготовки грузов к отправке и погрузки на поезд транспортного тоннеля.

111

Перевод

Если перевести справку на  доступный язык, получится, что в красивом архитектурном проекте, который запланировали архитекторы и их логистический советник (некая компания «Аманет», о которой нет ни одного упоминания, ни в прессе, ни в Интернете, ни в каких бы то ни было логистических справочниках),  нет на сегодня никакого здравого смысла.

22

По сути, действующий порт планируется сделать железнодорожными логистическим центром, в котором железная дорога будет играть роль последнего плеча.  В логистической практике во всем мире такого примера никогда не встречалось. Последним плечом может быть автотранспорт (не важно, будет ли это малый развозной транспорт или большегрузные трейлеры). Кроме того, в проекте практически не описывается функция речного порта, а именно она в складывающейся сегодня метеорологической обстановке, а так же с учетом дороговизны автомобильной и железнодорожной перевозки, станет единственным способом для кардинального снижения стоимости транспортного обеспечения столицы.

333

Судя по первой фотографии с сайта Метрогипротранса, проект будет осуществлен к 2020г., когда жилой район между Шелепихинской набережной и железнодорожным полотном в районе станции Тестовская будет полностью снесен, а на его месте появится продолжение ММДЦ «Москва-Сити».

23

Последняя фотография, собственно, выдает с головой планы архитекторов и планировщиков объекта. По правую сторону, если смотреть на порт от ММДЦ «Москва-Сити», на траверзе церкви Покрова Богородицы в Филях будут построены марины, места для стоянки яхт. Несомненно, с точки зрения суммарной выручки это вероятно вполне прибыльное дело. Однако следует отметить, что либо речь идет о логистическом комплексе и фактически объекте таможенного контроля с охраной груза и ограничением доступа, либо о комплексе развлечений, который непременно сформируется вокруг яхтенных марин.

444

54

Очень красивый и гармоничный объект должен появиться на месте, представленном на нижеследующих фото.

Уменьшенные фотографии не дают полного представления о запустении, которое царит на территории Западного порта.

Что интересно, проект практически не описывает два прилегающих объекта. Первый – причал для приема песка с речных барж, по правую сторону Шелепихинского моста. И небольшой причал с двумя кранами, на излучине Москва-реки в конце Шелепихинской набережной (на последнем фото).

777

Концептуально надо искать решение не только в снабжении Москва-Сити, но и в речных контейнерных перевозках, которые, как уже было сказано, должны серьезно удешевить доставку грузов в Москву. Общая концепция для северной части системы рек и каналов Европейской части России уже готова. По Волго-Балту должны ходить контейнеровозы (маленькие). Исследоватеьское агентство InfraNews готово поделится своим взглядом и проектами по данномувопросу со всеми заинтересованными сторонами.

 

InfraNews

 

Новости по теме


Свежие новости