Пустые слова

Новости | Политика | Май 03, 2007, 8:58

Совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии, которое прошло на борту атомного ледокола “50 лет Победы”, было посвящено развитию инфраструктуры морского транспорта России. Без дополнительных комментариев видно, что чиновники просто жонглируют словами, фразами и цифрами. Это не первая и не последняя их встреча. Не первый раз они обсуждают эти проблемы. Но цифры, мысли и идеи так и остаются пустыми и невыполнимыми.

Выступая на совещании, президент предложил внести дополнения в существующую ФЦП “Модернизация транспортной системы России до 2010 года”.

“Такая огромная страна, как Россия, с выходом к Мировому океану, не может не иметь осознанной политики в этой сфере”, – подчеркнул Путин.

Путин призвал развивать все составляющие морского транспорта для повышения его конкурентоспособности. Морской транспорт – “это особый, наиболее востребованный вид транспорта, выполняющий в мире почти 90% всех грузовых международных перевозок”, сказал президент.

По его словам, в России с участием морского транспорта осуществляется около 60% внешнеторгового грузооборота. “Морской транспорт – это и порты, и флот, и перегрузочные комплексы. А также – современные средства обеспечения безопасности мореплавания. В целом система морского транспорта сложна и разнородна, мы сегодня в этом еще раз убедились”, – сказал президент.

Поэтому, подчеркнул он, согласованное развитие всех составляющих морского транспорта имеет важнейшее значение”. “И в первую очередь – для повышения его конкурентоспособности”, – добавил Путин.

Президент также поручил правительству разработать меры для поэтапного перехода плавающих под иностранными флагами российских судов под флаг РФ. “На сегодняшний день Россия контролирует более полутора тысяч судов”, – сказал Путин.

По его словам, общий дедвейт этих судов – около 15 миллионов тонн. “Однако 60,3% этого тоннажа перевозится под “удобным” для российских судовладельцев – иностранным флагом. И количество таких судов – постоянно растет. С начала 90-х оно увеличилось почти в четыре раза”, – заметил Путин.

Говоря о развитии судостроительной отрасли, президент отметил, что она находится не в лучшем состоянии. “В последние годы идет процесс обновления флота, однако строится он в основном на зарубежных верфях”, – заявил президент.

“Как я уже сказал в послании (Федеральному собранию), принято решение о создании объединенной судостроительной корпорации. Такой подход должен изменить к лучшему ситуацию в судостроительной отрасли, которая сегодня находится не в самом лучшем состоянии”, – сказал президент.

“Полагаю, что правительству необходимо разработать меры, которые бы обеспечили ускоренное развитие флота. В том числе – пассажирского”, – сказал он.

Путин также отметил, что Россия в связи с прогнозируемым ростом перевозок углеводородов должна развивать арктическую транспортную систему. “К 2015 году ожидается значительный рост перевозок углеводородов в западном районе Арктики. По прогнозам – он достигнет 40 миллионов тонн. В связи с этим нам предстоит не только активно развивать арктическую транспортную систему, но и принимать меры для сохранения экологического баланса в этом регионе”, – сказал Путин.

Он также предложил участникам встречи рассмотреть предложения по модернизации арктической транспортной системы. “Это касается арктических портов, транспортного и ледокольного флота, навигационного и авиационного обеспечения плавания в районе Северного морского пути”, – заявил президент.

В свою очередь, говоря о Северном морском пути, первый вице-премьер Сергей Иванов отметил, что ледовую разведку на этом направлении должен обеспечивать космос.

“Нам уже не нужна авиаразведка, это все обеспечивает космос. И толщину льда, и полыньи – все это в режиме реального времени должен давать космос, а не самолеты авиаразведки. Мы все таки живем не во времена Каверина и “Двух капитанов”, – сказал Иванов.

В свою очередь замглавы Минтранса РФ Александр Мишустин заявил, что Северный морской путь можно использовать более эффективно, если снизить существующие ставки за ледовую проводку.

Северный морской путь является не только “важнейшей национальной судоходной магистралью России, но и его можно использовать как международный транспортный коридор”, сказал замминистра.

Однако “этот транспортный коридор используется не эффективно из-за больших ставок за ледовую проводку… Ставку можно было бы сократить в восемь раз и она осталась бы рентабельной”, считает Мишустин.

Выступая на заседании, Путин призвал поскорее принять закон о создании в крупнейших портах России свободных экономических зон. “Считаю важным создание в крупнейших портах свободных экономических зон с льготным режимом налогооблажения. Разумеется – на основе соответствующего закона, который надо принимать без отлагательств”, – заявил президент.

Он также высказался за создание логистических центров и развитие инфраструктуры на подходах к ведущим портам страны. “Здесь необходимо строить новые и модернизировать уже имеющиеся перегрузочные комплексы. Тогда у нас появится реальный шанс значительно увеличить транзитный потенциал страны. Необходимо также развивать железнодорожные и автодорожные инфраструктуры как на ближних, так и на дальних подходах к ведущим портам страны”, – сказал Путин.

В свою очередь министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил отменить налог на имущество морских портов в России. Минфин полагает, что решение по этому вопросу должно быть за регионами.

Левитин привел пример – налог на имущество в порту Санкт-Петербурга в год составляет 60 миллионов рублей. Эти средства “заложены в ставках, которые мы выставляем грузоотправителям”, сказал министр. В связи с этим сейчас на северо-западе России 50%грузов перерабатывается в портах сопредельных государств, заметил глава Минтранса РФ.

Левитин также попросил Путина увеличить переходный период для унификации тарифов на порты. Он отметил, что Россия в течение нескольких лет не повышала тарифы на порты сопредельных государств, а железнодорожные тарифы росли.

Министр считает, что вступление России в ВТО только усугубит эту ситуацию. “Мы попросили вашего согласия на увеличение переходного периода и сделать его до 2010 года для того, чтобы вся та нормативная база, которую мы приняли, могла бы заработать. В противном случае, при выравнивании железнодорожных тарифов, российские порты при неготовности нормативно-правового законодательства не будут конкурентоспособными”, – заявил Левитин.

По его словам, только за первый квартал этого года на 20% увеличились иностранные порты и всего на 5% – российские, прежде всего за счет железнодорожных тарифов.

В свою очередь глава ОАО РЖД Владимир Якунин заявил, что прежде чем вкладывать средства в строительство новой портовой инфраструктуры, необходимо создать условия для прихода в российские порты грузов и точно посчитать возможный грузопоток.

“Объем перевалки грузов в иностранных портах увеличился на 21%, а в российских – на 5%. Нам необходимо создать условия, чтобы груз шел в российские порты”, – сказал Якунин.

Путин сообщил также, что развитием портов на Балтике, на Черном море, на Дальнем Востоке и на трассах Северного морского пути займется Морская коллегия РФ.

“Считаю, что правительству надо незамедлительно принять комплекс мер по развитию, в первую очередь, этих портов. Для каждого из них необходимо разработать конкретные программы действий. Причем, не дожидаясь законов, принятие которых также нужно ускорить”, – заявил президент.

“Поэтому считаю возможным поручить Морской коллегии координацию действий по развитию морских портов. Сергей Борисович (Иванов) возглавляет Морскую коллегию, мы обсуждали разные вопросы по возможной координации. Предполагалось даже создать специальную группу, но я согласен с теми, кто считает, что можно загрузить Морскую коллегию, тем более, что все ведомства и все специалисты представлены здесь в полном объеме”, – сказал президент.

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости