Олерский и мысли InfraNews в интервью Рейтер

Новости | Политика | Август 02, 2010, 5:16

Транспортные власти России в надежде лишить соседей части транзитного потока угля и нефтепродуктов рассчитывают найти инвесторов для строительства новых экспортных портов и обещают “расшить” узкие места российской речной системы.

“Конъюнктура рынка – в пользу строительства новых терминалов. Сейчас есть активный спрос на российский уголь. На (новые) нефтепродуктовые терминалы тоже есть неудовлетворенный спрос. Это то, что сейчас экспортируется по железной дороге в Прибалтику и на Украину”, – сказал замминистра транспорта РФ Виктор Олерский в интервью Рейтер.

Россия испытывает дефицит морских терминалов для отгрузки угля и нефтепродуктов, главным образом мазута, на север и юг Европы. Но если в транзите угля терминалы Украины и Прибалтики в полную силу конкурируют с российскими, то поставки нефтепродуктов из России и так идут, в основном, через порты внутри страны.

Экономический кризис замедлил строительство новых портов. Старт самого крупного российского нефтепродуктового терминала Усть-Луга отложен почти на год, в Мурманске угольные перевалочные комплексы еще не строятся, а нефтяные есть только на бумаге, но не в планах инвесторов.

InfraNews: Тут не понятно (видимо поскольку Рейтер по-английски думает), отложена Усть-Луга на год – от сегодня, или от плана!?

   УГОЛЬ

Крупнейшие экспортные направления российского угля распределены между востоком и западом: тихоокеанский порт Восточный перевалил 14,1 миллиона тонн угля в 2009 году, Рига на Балтике – 14 миллионов, Мурманск на Баренцевом море – 12,2 миллиона.

Лидеров догоняет Усть-Луга, где крупный производитель твердого топлива Кузбассразрезуголь построил терминал и будет его расширять. Перевалка через Усть-Лугу в 2009 году составила 7,8 миллиона тонн.

Еще один экспортер – Сибирский деловой союз, еще в 2008- 2009 говорил о планах построить терминал в Мурманске. Однако пока этот проект не развивается: инвесторы и государственные органы решают сейчас, в какой части Кольского залива появятся новые терминалы и кто заплатит за подвод к ним железной дороги.

Но Олерский не сомневается, что этот перегрузочный комплекс будет построен.

“В пользу Мурманска – экономика, стоимость доставки, а также глубины. По совокупности факторов преимущества Мурманска перед Прибалтикой очевидны. И специализация его очевидна – уголь”.

InfraNews: Кто слышал выступления InfraNews н конференциях – в курсе. Что мы этой тактики и стратегии давно придерживаемся и на нее уповаем. Мурманск – порт угольный. Остальное либо локально, либо от лукавого.

В будущем собственным терминалом может обзавестись крупнейший российский производитель угля СУЭК: Олерский сказал, что эта группа “присматривается” к Усть-Луге, а также к проекту в Тамани.

“В ближайшее время может появиться несколько крупных новых проектов (угольных терминалов)… В будущем виден устойчивый спрос на это топливо”, – сказал он.

 

   НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

Олерский сказал, что ввод нового наливного терминала мощностью до 30 миллионов тонн продуктов в год, который трейдер Gunvor планирует осенью 2010 года запустить в Усть- Луге, перенаправит в этот порт партии нефтепродуктов из Эстонии и Мурманска, хотя отгрузки из Санкт-Петербурга сохранятся.

“Из Прибалтики часть грузопотока будет уходить. Тарифный фактор направит нефтепродукты на Усть-Лугу. Если схема перевалки борт-борт (в Петербурге) будет показывать большую эффективность, то она останется. Кроме того…, есть потребность и в новых проектах”.

Из общего объема на балтийские терминалы пришлось 57%, но доля портов стран Прибалтики сравнительно невелика: Таллин – 13,6%, Вентспилс – 6,5, Рига – 3,2 Клайпеда – 1,5.

Высокий показатель поставок через Таллин объясняется специализацией его терминалов на мазуте, мощностей для перевалки которого не хватает в российских портах. Открытие поставок через Усть-Лугу, возможно, заменит эстонский транзит.

Другие объемы из терминалов стран Балтии привлечь в Россию будет сложнее: Вентспилс специализируется на трубопроводном транзите дизельного топлива, а остальные маршруты логистически удалены от Ленинградской области.

 

   ВРЕМЯ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ

Олерский считает, что Мурманске вместо рейдового комплекса для перевалки нефти на базе супертанкера “Белокаменка” должен быть построен береговой терминал.

“Роснефть, которая владеет рейдовым комплексом, в следующем году должна выбирать, продлевать срок работы танкера еще на пять лет или нет. Придется решать, что делать дальше”.

Пока ни у одной из нефтяных компаний нет готового проекта, хотя ранее о желании построить береговой терминал на Баренцевом море говорили ЛУКОЙЛ и группа Синтез.

    РЕЧКА

Государство готово поддержать речные перевозки нефтепродуктов к устьевым портам, вкладывая деньги в модернизацию гидротехнических сооружений, но ждет инвестиций и от судовладельцев.

“Мы знаем, что Городецкий шлюз на Волге у Нижнего Новгорода – это узкое место всей системы (вывоза нефтепродуктов по Волго-Балту). Другое узкое место – Нижнесвирский шлюз (в Ленинградской области), проектируется его вторая нитка”.

Речной экспорт нефтеналивных грузов по Волго-Балту в навигацию 2009 году составил 5,1 миллиона тонн По словам Олерского, Россия не станет переносить вводимый с 1 января 2015 года запрет на использование в морских портах речных танкеров, не удовлетворяющих международным требованиям.

“Это не будет пересмотрено. Мы дали четыре года, чтобы обновить флот… Для судовладельцев планируется законодательно закрепить значительные налоговые льготы , чтобы они инвестировали в строительство новых судов”.  Соответствующий законопроект будет обсуждаться в Госдуме осенью 2010 года, обещает замминистра.

   НОВЫЙ ПОРТ

На Таманском полуострове Черного может быть также построен порт мощностью 50-60 миллионов тонн для сухих грузов, говорит Олерский. “С одной стороны, мы видим проблемы с транспортными подходами к порту Новороссийск, с другой – грузы уходят на Украину”.  Проектирование нового комплекса начнется уже осенью 2010 года, строить терминалы будут частные инвесторы, инфраструктура – федеральная.

“Потенциально (в качестве инвесторов), рассматриваются ряд  угольных и стивидорных компаний”, – сказал Олерский. Тамань будет также экспортировать металлы, серу, удобрения, возможно, нефтехимические грузы. “Контейнеры – под вопросом. Есть интерес производителей калийных удобрений. Безусловно, там будет крупный зерновой терминал с возможностью подвоза груза по воде”.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости