К вопросам стратегий транспорта и о битве мягкими компраматами

Новости | Политика | Июль 10, 2010, 11:43

Ситуация забавная. Желтая и прочая заказная пресса – пишет всякие глупости про чиновников, которых мы довольно часто ругаем. Мы то понимаем, о чем пишем, и ругаем конкретных людей, за конкретные дела. Не имея при этом ни камня за пазухой, ничего личного.

Уже всякого и про всех написали. Отписался и видный экономист Кричевский. Причем отписался без ругачек и огульных обвинений, а глобально. Мы то его перепечатали, оставив читателю самому судить, где что.

А наш коллега Михаил Войтенко не поленился, и нашел всех блох и косяки в материале. И поскольку InfraNews не сделает это лучше, чем “Морской Бюллетень” – приводим материал г-н Войтенко полностью.

Про доктора экономических наук и национальную стратегию. В защиту Минтранса.

Я тут господа, наткнулся на грозную статью в Независимой Газете, посвященную деятельности Минтранса. Автор статьи тоже грозен – Никита Александрович Кричевский – доктор экономических наук, профессор. Название статьи говорит само за себя «Транспортный стоп-кран. Доклад о том, куда мчится Россия».

 Ужас, куда она мчится. Раздел 4 статьи посвящен морскому транспорту, все остальные разделы я не трогаю, ибо в дела которые не понимаю, не лезу. Вот он полностью, этот раздел. К счастью, раздел оказался небольшим, а то бы профессор не то еще наворотил.

IV. Морской транспорт

В 2008 году, по международным данным, в мире было произведено 2450 судов водоизмещением 10 000 тонн и более. Мировым лидером здесь стала Южная Корея, построившая 1240 судов (50,6% общего объема). России и здесь есть чем «гордиться»: в 2005–2008 годах общее количество судов морского флота сократилось на 480 единиц, или на 13,4%. В мировом портовом рейтинге ни одного российского порта нет даже в топ-20 (крупнейший в России Новороссийский морской торговый порт занял в 2005 году лишь 46-е место). Нам остается только гордиться протяженностью наших морских рубежей и с берега наблюдать за развитием приграничных стран.

Вопрос, куда за годы реализации Минтрансом «Транспортной стратегии» делись к концу 2008 года те самые морские 480 судов из 3574, имевшихся в наличии на конец 2005 года, можно считать риторическим: часть – списали, часть – продали. Страна задыхается без собственного морского торгового флота, а мы его уничтожаем!

Особенно беспокоит снижение морских рыболовных судов: их количество за 4 года работы новой команды Минтранса снизилось с 1455 до 1128, или на 22,5%! Добавим также, что по-прежнему не решена проблема льготного режима для судов, работающих под «удобным флагом», – большинство судовладельцев выбирают для своего флота флаги Панамы, Либерии, Мальты и т.п. только потому, что с российским триколором на борту бюрократических мучений гораздо больше. Не говоря уже о том, что наши моряки, ходящие под иностранными флагами (а значит, формально не подпадающие под российскую юридическую защиту), сидят в плену у пиратов и голодают в чужих портах без малейшей надежды на помощь МИДа или спецслужб – повода заступаться как бы и не существует.

Дорогой Никита Александрович! Производство судов в Южной Корее и численность российского флота никак между собой не связаны. Производство судов в Китае и численность греческого флота – тоже. Это несравниваемые области, профессор.

Российский флот, негодует доктор экономических наук, сократился на 13.4%. Часть списали, стонет он, часть продали. А уж от фразы «Страна задыхается без собственного морского торгового флота, а мы его уничтожаем!» хочется просто рвануть на себе тельник и хлопнуть еще стакан, желательно спирта. Никита Александрович, Минтранс к уменьшению флота под российским флагом имеет весьма косвенное отношение. Сначала неплохо бы понять, откуда у вас цифирки про 3574 судна на конец 2005 года и про 480 утерянных к 2008-му. Потому что есть другие, официальные данные: «По данным Росморречфлота на начало 2010 года, количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, составляет 1403 судна. Из них под российским флагом – 1207 судов. В российский международный реестр судов включено 347 судов». То есть ваши данные куда более жизнерадостные, и надо не кричать про задыхающуюся страну, а наоборот, песни петь и веселиться. Но дело в том, Никита Александрович, что есть суда под флагом России, а есть суда, контролируемые российскими судовладельцами, и судовладельцы решают, к счастью, а не Минтранс, под каким флагом им работать. Поэтому из оплакиваемых вами 480 судов часть, если не большая часть, просто ушли под другие флаги, что давно уже во всем мире воспринимается не как национальная трагедия и вредительство минтрансов, а как обычный рыночный ход.

Да, российский триколор на борту штука очень хлопотная. Но у меня к вам как к профессору экономики вопрос – а зачем надо, чтобы судов под флагом России было больше? А с чего вы взяли, что страна прямо-таки задыхается? Никита Александрович, позвольте вас немного удивить, под флагом США всего 89 судов, и США до сих пор не задохнулись. Грузы любой страны возит мировой торговый флот, рынок. Если бы страна задыхалась, то прилавки магазинов были бы давно пустыми или полупустыми, потому что большинство потребительских товаров в России перевозится морем. Гонка за количеством судов под своим национальным флагом стала модой последних двух десятилетий, но потихоньку идет на спад, потому что как не стараются, не могут обеспечить условия, сопоставимые с «удобными флагами», не получается. Ни у кого. Ни у одной признанной морской державы. И никто все-таки не задыхается и истошно не вопит. Потому что торговое судоходство стало воистину международным, это отрасль без границ. Что до защиты моряков, то Никита Александрович, вы опять с больной головы на здоровую, опять не понимая, что пишете и о чем. Проблема сама по себе невелика раз, и решать ее должно государство – два. Не Минтранс. Брошенные моряки за границей, молящие Россию о помощи, это позор не Минтранса, а этих самых МИДов и спецслужб, в конечном счете – всей России или вернее, системы которая ею правит. 

Никита Александрович! Про 46-е место Новороссийска в списке крупнейших портов мира, это сильно. Это забирает. Если не знать, о чем речь. Если все внешнеторговые грузы России возить только через один какой-нибудь порт, то тогда возможно, он и войдет в первую даже не двадцатку, а десятку. Сколько грузов, Никита Александрович, столько их и переваливают. Они бы перевалили и больше, да их просто нет. В Россию ввозят всякие товары, а вывозят преимущественно всякое сырье, и российские порты худо-бедно с этим справляются. Чтобы резко увеличить грузооборот российских портов и тем самым, разгладить ваш Никита Александрович, взморщенный от стольких скорбей лоб, надо эти грузы откуда-то взять. Если вдруг завтра население России вырастет втрое, резко увеличится импортный грузооборот. Если миру понадобится больше российских нефти, угля и прочих богатств, резко увеличится экспортный грузооборот. Пока этого нет, грузов больше чем есть не будет. Но есть еще один источник – транзитные грузы.

А вот тут Никита Александрович, Минтранс, как часть сложившейся в России системы, бессилен. Транзитные грузы в Россию не шли, не идут и не пойдут, пока в России существует та система, которую мы имеем. Минтранс даже если захочет, не сможет сделать российский транзит привлекательным и конкурентным, один в поле не воин. Логистика международного транзита, Никита Александрович, это штука очень сложная, это хай-тек можно сказать, всего государства, в том числе его структур. Нужны усилия и слаженная работа всех, от экспедитора до таможни. Вместо РЖД нужно что-то другое. Вместо пограничников и таможенников в их нынешнем виде – тоже. Много чего надо, и чтобы резко увеличить грузооборот российских портов, Минтрансу надо дать полномочия президента, премьера, правительства и госдумы. Вот тогда и только тогда он сможет сдвинуть воз с места.

Никита Александрович! С чего, с какого дуба вы обрушили на многострадальный Минтранс ваше особенное беспокойство снижением рыболовных судов? Я видимо, опять вас удивлю, но рыбой и рыболовными судами в стране по имени Россия занимается не Минтранс, а Росрыболовство, контора, которой управляет гражданин Крайний.

Я не доктор экономических наук и не числюсь научным руководителем в Институте национальной стратегии. Именно поэтому, наверное, я стараюсь писать только про то, что знаю, причем стараюсь делать это так, чтобы не было стыдно. И думается мне, что наши транспортные проблемы, это следствие далеко не только неудовлетворительной работы минтрансов и премьеров, но и того, что у нас такие вот профессоры, докторы экономических наук, и такие институты национальных стратегий. Войтенко Михаил

Новости по теме


Свежие новости