ФАС может начать регулировать стоимость услуг в портах с 2017 года

Компании | Логистика | Море | Новости | Июль 06, 2016, 10:51

ФАС может вернуться к госрегулированию цен на портовые услуги уже с 1 января 2017 г., пишут Ведомости. Если идею поддержит правительство, ФАС аннулирует приказы ФТС от 2013 г., по которым в качестве эксперимента было введено дерегулирование ставок на перевалку и хранение грузов во всех портах, кроме арктических. В ФАС заявили, что установят предельный тариф, опираясь на отношение валовой выручки стивидоров к прогнозируемой стоимости перевалки, хранения и буксировки. Размер валовой прибыли от регулируемых услуг стивидоры сами рассчитают по предложенной ФАС методике.

Тарифы будут устанавливаться на календарный год и могут быть дифференцированы по кварталам. Номинированы они в рублях – на этом, в частности, настаивали нефтяные компании.

В конце прошлого года «Русснефть» обратилась к ФАС с просьбой возбудить дело против Приморского торгового порта, обвиняя его в нарушении антимонопольного законодательства и нерыночном росте выручки от предоставляемых услуг. «Русснефть» жаловалась, что в ноябре 2014 г. стоимость перевалки нефти для нее увеличилась с 79 до 99 руб. за тонну, а в мае 2015 г. – до $2,25 (около 120 руб.).

В марте 2016 года групповое обращение с жалобой на удорожание перевалки в сам порт направили «Русснефть», «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Башнефть». Позже в ФАС обратилась и «Роснефть».

Еще осенью 2015 г. после очередного заседания комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин запретил номинировать цену инфраструктурных услуг в портах в иностранной валюте и условных единицах. В конце апреля куратор нефтегазовой отрасли зампред правительства Аркадий Дворкович дал соответствующее поручение ФАС и профильным министерствам.

По мнению ФАС, перевод в рубли и регулирование тарифа понизит транспортную составляющую по всей цепочке, будет способствовать развитию экономики и улучшению делового климата. В службе уверены, что порты стали бенефициарами девальвации. По словам представителя ФАС, «порты – часть транспортной цепочки, в ней еще участвуют РЖД и операторы вагонного парка. Получается, что предоставленные РЖД скидки отчасти были компенсированы удорожанием услуг портов».

По данным чиновников, доходность работы порта выросла более чем на 80%: в НМТП зерно переваливают на 309%, а черные металлы – на 297% дороже, чем до начала эксперимента, а маржа НМТП выросла на 86%. Перевалить контейнер на Балтике Global Ports, по оценкам чиновников, предлагает на 1187% дороже, чем в 2013 г., а UCL Ports за услуги на КТСП берет на 418% больше, чем до дерегулирования.

В ФАС говорят, что с 2013 г. услуги стивидоров в среднем подорожали в 2,5 раза, а по отдельным позициям – в 10 раз. В ФАС заявили, что регулирование тарифов в портах, а также номинирование их в рублях приведет к падению стоимости перевалки до реальных затрат стивидоров и сократит их маржу до среднеевропейской. Маржинальность по EBITDA в 2015 г. финских портов – 20%, по данным отчетности Global Ports, а маржинальность по EBITDA самой компании – 76,9%.

По словам представителя Минтранса, когда тариф в порту регулировался, стивидор часть услуг выводил в дополнительные и требовал за них отдельной платы. Для грузоотправителя конечная стоимость услуг в порту была выше той, что устанавливало государство, после дерегулирования ставка была объединена, отсюда и ее формальный рост. По анализу Минтранса, увеличения ставки для грузоотправителя в валютном выражении не произошло. Минтранс не поддерживает регулирование, часть услуг снова уйдет в тень.

По мнению ряда стивидоров, регулирование ударит по инвестиционной привлекательности отрасли. В UCL Port заявили, что отмена госрегулирования тарифов в морских портах России не оказала никакого влияния на стоимость перевалки грузов компаний группы. Представитель Global Ports уверен, что ценообразование тарифа на сегодня рыночное, ставки диктуются спросом и предложением, а приведенные чиновниками цифры недостоверны.

Представитель Минтранса подчеркнул, что регулирование ставок может привести к снижению доходности и, как следствие, сокращению инвестиций в перевалочные мощности. Министерству неочевидны преимущества возврата к регулированию тарифа в порту, как и его расчета в рублях. Минтранс направил свои представления в ФАС.

Новости по теме


Свежие новости