ФАС потребовалось полгода, чтобы узнать очевидное про жадность стивидоров

ФАС возбудила дела против девяти стивидорных компаний, подозревая их в установлении монопольно высоких цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений. Как пишет Коммерсант, этовходящие в UCLH Туапсинский морской торговый порт и “Контейнерный терминал Санкт-Петербург”, НМТП и Приморский торговый порт, “Первый контейнерный терминал”, “Петролеспорт” и Восточная стивидорная компания (Global Ports), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт и “Агросфера”.

По поручению президента и правительства ФАС изучила рынок стивидорных услуг в портах в 2013-2015 годах и установила, что после либерализации в 2013 году в среднем цены на услуги стивидоров выросли в 2,5 раза, “а по отдельным позициям — более чем в десять раз”. В ФАС отметили, что в подавляющем большинстве тарифы устанавливаются в валюте. В службе пояснили, что рост цен рассчитан в рублях, но заметно выше роста курса валют за период. В ФАС добавили, что “могут инициировать пересмотр решений ФСТ за 2013-2014 годы”: речь идет о возврате регулирования стивидорных услуг. ФАС выдала предупреждения участникам отрасли о необходимости устанавливать тарифы в рублях и уведомила, что за поддержание монопольно высокой цены положен оборотный штраф в размере 1-15%.

Как рассказали представители отрасли, несколько месяцев назад ФАС запросила у стивидоров огромный объем документов, после его обработки служба хотела проверить оправданность формирования ставки перевалки. В ФАС сообщили, что сейчас против ряда стивидоров возбуждаются дела по факту непредоставления информации. Среди предоставивших есть те, кто не допустил резкого роста цен, но их очень мало. При этом, например, Global Ports показывает кратную разницу в маржинальности EBITDA по портам компании в РФ и Европе. Напомним, что о существенном росте тарифов Global Ports мы уже писали ранее.

Отмечается, что обострению дискуссии также способствуют усилия государства по сдерживанию роста транспортной составляющей для грузоотправителей. РЖД обязалось сдерживать индексацию тарифов в 2016 году, установленную в 9%, за счет тарифного коридора так, чтобы фактический рост составлял 7,5%. На совещании по транспортной составляющей в цене угля в мае РЖД дало понять, что резерв экономии за его счет исчерпан, и было предложено экономить на перевалке, что не очень устроило грузоотправителей, у многих из которых есть терминалы.

Советник руководителя ФАС Павел Шпилевой пояснил, что рассматриваются разные варианты регулирования этого сегмента, и, скорее всего, речь будет идти о частичном регулировании цен — либо о той или иной степени согласования, либо о мониторинге, либо о регистрации цен.

Новости по теме


Свежие новости