Минэкономики представило новую версию целевой модели рынка грузовых ж/д перевозок

Минэкономики направило на обсуждение в совет потребителей услуг РЖД новую версию целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года. Как пишет Коммерсант, документ разрабатывается в продолжение предыдущей ЦМР, действовавшей до 2015 года.

Основные предложения новой версии были и в предыдущих вариантах. Целью ЦМР является “отсутствие шока”, обеспечение функционирования железных дорог в условиях экономического спада так, чтобы они не стали барьером для восстановления экономики. В основе предложений существенное изменение тарифной системы: переход на долгосрочные тарифы и пересмотр прейскуранта 10-01. Минэкономики также предлагает изменить систему взаимодействия государства и РЖД так, чтобы проекты по поддержанию инфраструктуры оплачивались из тарифа, а экономически эффективные проекты финансировала монополия. Социально значимые проекты должны оплачивались из бюджетов разных уровней. Проблему нехватки инвестиций в локомотивы предлагается решить, дав возможность РЖД брать в аренду частную технику, до этого выделив локомотивную составляющую из тарифа, чтобы обеспечить прозрачность тарифообразования.

Минэкономики значительно смягчило позицию в отношении рынка оперирования вагонами. Констатируется, что дефицит ликвидирован, достигнуто выгодное для грузоотправителей состояние рынка. В новой версии больше нет предложений увеличить плату за простой вагонов и ввести штраф за длительное нахождение вагона вне перевозки. Не форсируется консолидация парка, сняты идеи по стимулированию укрупнения парков полувагонов и уменьшению числа операторов. Подчеркивается, что операторский рынок должен быть не только конкурентным, но и инвестиционно привлекательным. Закреплен принцип равноправного подхода государства ко всем участникам рынка при распределении господдержки.

Что касается РЖД, то подчеркнута необходимость проверять плановые показатели, при достижении которых монополия получает госфинансирование. Предлагается отрегулировать порядок применения тарифного коридора, определив основания для этих колебаний и порядок их отмены. Поставлена задача по внедрению в РЖД раздельного учета перевозочной и инфраструктурной деятельности. После этого будет определено, стоит ли разделять РЖД по этому принципу.

Кроме того, активно продвигается идея эксперимента по внедрению конкуренции среди перевозчиков на маршрутах. Предлагается создать 10-20 пилотных проектов по допуску частников на инфраструктуру. После того как в РЖД будет введено разделение инфраструктурных и перевозочных функций, выделена локомотивная составляющая в тарифе, доработано ценообразование, а “пилоты” будут завершены, можно принять решение, вводить ли рынок в перевозочной деятельности.

Новости по теме


Свежие новости