Интервью с министром транспорта и коммуникаций Казахстана Сериком Ахметовым

Новости | Политика | Февраль 15, 2007, 13:20

Интервью собкора «Тренда» в Астане с министром транспорта и коммуникаций Казахстана Сериком Ахметовым:  

– Какой объем грузов в 2007 году планирует перевезти Казахстан транзитом через территорию Азербайджана и сколько придется на нефтеналивные грузы?

– Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что через наш порт Актау в направлении Азербайджана переваливается значительное количество грузов и основную номенклатуру грузов на этом участке составляют нефть, металл, контейнера. По прогнозным данным, могу сказать, что в 2007 году по маршруту Актау – Баку будет перевезено порядка 2,3 млн. тонн нефти и 320 тыс. тонн паромных грузов.  В 2006 году железнодорожным транспортом из нашей страны по территории Азербайджана перевезено свыше 190 тыс. тонн нефтеналивных грузов, что более, чем на 60% меньше 2005 года. Снижение перевозок обусловлено переориентацией на трубопроводный транспорт.

– Планирует ли Казахстан создать собственный танкерный флот в свете активного развития нефтегазовой отрасли и намерения экспортировать сырье по Каспию?

– В прошлом году в Казахстане утверждена программа развития морского транспорта на 2006-2012 гг. Программой предусматривается дальнейшее развитие, как нашего торгового флота, так и формирование танкерного. Сейчас танкерный флот, используемый компанией «Казмортрансфлот», может транспортировать по маршрутам Актау-Махачкала и Актау-Баку до 3 млн. тонн нефти в год. В направлении иранского порта Нека нефть перевозится судами грузоподъемностью до 5 тыс. тонн ввиду ограничений по заходу танкеров большей грузоподъемности в иранские порты.   Мы, при дальнейшем формировании танкерного флота, предусматриваем использование крупнотоннажных нефтеналивных судов для осуществления линейных перевозок нефти в рамках транскаспийской транспортной системы. Для определения оптимальных типов крупнотоннажных танкеров, обеспечивающих минимальную себестоимость перевозок, необходимо проведение исследований с  проработкой вопросов строительства, доставки и технического обслуживания таких судов.

– Насколько эффективно, по Вашему мнению, сегодня эксплуатируется транспортный коридор TRACECA, намерен ли Казахстан увеличивать свое участие в нем и каким образом?

Для активизации участия в ТРАСЕКА «Казахстанской железной дорогой» в 2006 году установлены понижающие коэффициенты на маршрутных контейнерных поездах по Достык – Актау и обратно, также на перевозки всех грузов по Актау–Оазис, Пропускная способность железнодорожных участков ТРАСЕКА в Казахстане позволяет транспортировать гораздо большее количество грузов по сравнению с существующим грузопотоком. Возможной причиной является низкая способность по перевалке и перевозке грузов портами, припортовыми организациями и морскими перевозчиками Каспийского моря.   Для увеличения железнодорожных перевозок по ТРАСЕКА мы предлагаем рассмотреть возможность приобретения в рамках этой программы морских грузовых железнодорожных паромов для создания конкуренции Каспийскому морскому пароходству (КАСПАР) с последующей их передачей «Казмортрансфлоту», либо «Актаускому международному морскому торговому порту». Это позволит повысить мощности паромных переправ между портами Актау и Баку и наладить эффективную, согласованную систему перевозок в мультимодальном сообщении.    Для включения в план действий ТРАСЕКА на 2007 год «Казахстанской железной дорогой» поддержана организация и внедрение сквозного контейнерного железнодорожного сообщения на регулярной основе по маршруту ТРАСЕКА: Варна/Бургас (Болгария) – Поти (Грузия) – Баку (Азербайджан) – Актау – Алматы (Казахстан) – Китай.  – Насколько, по Вашему мнению, маршрут контейнерного поезда Поти–Баку–Актау–Алматы конкурентоспособнее маршрута Китай-Казахстан-Россия? Не отпадет ли необходимость в последнем при подключении Китая к Поти–Алматы?

Мы с 2005 года ведем работу по внедрению сквозного контейнерного железнодорожного сообщения на регулярной основе по маршруту Поти–Баку–Актау–Алматы. Вместе с тем, в настоящее время существуют факторы, препятствующие полноценному функционированию контейнерного поезда по данному маршруту. Прежде всего, это наличие налаженного и проверенного временем контейнерного сервиса из портов Находка-Восточная, Новороссийск, вследствие чего грузоотправители пока не готовы переориентировать грузопотоки на маршрут Поти–Баку–Актау–Алматы.    Существуют определенные технологические сложности маршрута Поти-Баку-Актау-Алматы, связанные с перевалкой через два моря и прохождение нескольких границ.  Одним из препятствующих факторов также является недостаточная мощность паромной переправы между портами Баку и Актау. В настоящее время, длина полносоставного контейнерного поезда на участке порт Актау – Алматы по причинам экономической рентабельности должна соответствовать 57 условным вагонам. В то время как вместимость одного парома, принадлежащего КАСПАР, соответствует 28 условным вагонам. В результате чего, полносоставные контейнерные поезда «ломаются» и не могут быть пропущены в полноценном составе по территории Казахстана.  Кроме того, железные дороги Грузии и Азербайджана перегружены в связи с перевозкой нефтяных грузов, цветных металлов и других массовых грузов.  «Казахстанские железные дороги» готовы оказывать всяческое содействие организации полноценного курсирования контейнерного поезда по Поти–Баку–Актау–Алматы, посредством обеспечения качественного железнодорожного обслуживания, беспрепятственного прохождения поезда по территории Казахстана и предоставления благоприятных тарифных условий, при наличии гарантированных объемов.

 

Информационное агентство “ТРЕНД”

Новости по теме


Свежие новости