Интервью с министром транспорта и коммуникаций Казахстана Сериком Ахметовым
Интервью собкора «Тренда» в Астане с министром транспорта и коммуникаций Казахстана Сериком Ахметовым:
– Какой объем грузов в 2007 году планирует перевезти Казахстан транзитом через территорию Азербайджана и сколько придется на нефтеналивные грузы?
– Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что через наш порт Актау в направлении Азербайджана переваливается значительное количество грузов и основную номенклатуру грузов на этом участке составляют нефть, металл, контейнера. По прогнозным данным, могу сказать, что в 2007 году по маршруту Актау – Баку будет перевезено порядка 2,3 млн. тонн нефти и 320 тыс. тонн паромных грузов. В 2006 году железнодорожным транспортом из нашей страны по территории Азербайджана перевезено свыше 190 тыс. тонн нефтеналивных грузов, что более, чем на 60% меньше 2005 года. Снижение перевозок обусловлено переориентацией на трубопроводный транспорт.
– Планирует ли Казахстан создать собственный танкерный флот в свете активного развития нефтегазовой отрасли и намерения экспортировать сырье по Каспию?
– В прошлом году в Казахстане утверждена программа развития морского транспорта на 2006-2012 гг. Программой предусматривается дальнейшее развитие, как нашего торгового флота, так и формирование танкерного. Сейчас танкерный флот, используемый компанией «Казмортрансфлот», может транспортировать по маршрутам Актау-Махачкала и Актау-Баку до 3 млн. тонн нефти в год. В направлении иранского порта Нека нефть перевозится судами грузоподъемностью до 5 тыс. тонн ввиду ограничений по заходу танкеров большей грузоподъемности в иранские порты. Мы, при дальнейшем формировании танкерного флота, предусматриваем использование крупнотоннажных нефтеналивных судов для осуществления линейных перевозок нефти в рамках транскаспийской транспортной системы. Для определения оптимальных типов крупнотоннажных танкеров, обеспечивающих минимальную себестоимость перевозок, необходимо проведение исследований с проработкой вопросов строительства, доставки и технического обслуживания таких судов.
– Насколько эффективно, по Вашему мнению, сегодня эксплуатируется транспортный коридор TRACECA, намерен ли Казахстан увеличивать свое участие в нем и каким образом?
Для активизации участия в ТРАСЕКА «Казахстанской железной дорогой» в 2006 году установлены понижающие коэффициенты на маршрутных контейнерных поездах по Достык – Актау и обратно, также на перевозки всех грузов по Актау–Оазис, Пропускная способность железнодорожных участков ТРАСЕКА в Казахстане позволяет транспортировать гораздо большее количество грузов по сравнению с существующим грузопотоком. Возможной причиной является низкая способность по перевалке и перевозке грузов портами, припортовыми организациями и морскими перевозчиками Каспийского моря. Для увеличения железнодорожных перевозок по ТРАСЕКА мы предлагаем рассмотреть возможность приобретения в рамках этой программы морских грузовых железнодорожных паромов для создания конкуренции Каспийскому морскому пароходству (КАСПАР) с последующей их передачей «Казмортрансфлоту», либо «Актаускому международному морскому торговому порту». Это позволит повысить мощности паромных переправ между портами Актау и Баку и наладить эффективную, согласованную систему перевозок в мультимодальном сообщении. Для включения в план действий ТРАСЕКА на 2007 год «Казахстанской железной дорогой» поддержана организация и внедрение сквозного контейнерного железнодорожного сообщения на регулярной основе по маршруту ТРАСЕКА: Варна/Бургас (Болгария) – Поти (Грузия) – Баку (Азербайджан) – Актау – Алматы (Казахстан) – Китай. – Насколько, по Вашему мнению, маршрут контейнерного поезда Поти–Баку–Актау–Алматы конкурентоспособнее маршрута Китай-Казахстан-Россия? Не отпадет ли необходимость в последнем при подключении Китая к Поти–Алматы?
Мы с 2005 года ведем работу по внедрению сквозного контейнерного железнодорожного сообщения на регулярной основе по маршруту Поти–Баку–Актау–Алматы. Вместе с тем, в настоящее время существуют факторы, препятствующие полноценному функционированию контейнерного поезда по данному маршруту. Прежде всего, это наличие налаженного и проверенного временем контейнерного сервиса из портов Находка-Восточная, Новороссийск, вследствие чего грузоотправители пока не готовы переориентировать грузопотоки на маршрут Поти–Баку–Актау–Алматы. Существуют определенные технологические сложности маршрута Поти-Баку-Актау-Алматы, связанные с перевалкой через два моря и прохождение нескольких границ. Одним из препятствующих факторов также является недостаточная мощность паромной переправы между портами Баку и Актау. В настоящее время, длина полносоставного контейнерного поезда на участке порт Актау – Алматы по причинам экономической рентабельности должна соответствовать 57 условным вагонам. В то время как вместимость одного парома, принадлежащего КАСПАР, соответствует 28 условным вагонам. В результате чего, полносоставные контейнерные поезда «ломаются» и не могут быть пропущены в полноценном составе по территории Казахстана. Кроме того, железные дороги Грузии и Азербайджана перегружены в связи с перевозкой нефтяных грузов, цветных металлов и других массовых грузов. «Казахстанские железные дороги» готовы оказывать всяческое содействие организации полноценного курсирования контейнерного поезда по Поти–Баку–Актау–Алматы, посредством обеспечения качественного железнодорожного обслуживания, беспрепятственного прохождения поезда по территории Казахстана и предоставления благоприятных тарифных условий, при наличии гарантированных объемов.
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
MSC хочет купить третью по величине судоходную компанию, специализирующуюся на перевозке автомобилей
Согласно заявлению, крупнейшие акционеры GCC, владеющие почти 55% акций, уже согласились принять предложение MSC
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
Свежие новости
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
MSC хочет купить третью по величине судоходную компанию, специализирующуюся на перевозке автомобилей
Согласно заявлению, крупнейшие акционеры GCC, владеющие почти 55% акций, уже согласились принять предложение MSC
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
-
Чистая прибыль FESCO по МСФО в 2023 году снизилась на 4% до 37,9 млрд руб.
Чистая прибыль транспортной группы FESCO (ПАО «ДВМП») по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2023 году снизилась на 4% относительно предыдущего года и составила 37,9 млрд руб. Выручка FESCO в 2023 году выросла на 6% относительно предыдущего года и составила 172 млрд руб.
-
На американском рынке растет спрос на перевозки в стандартных ISO контейнерах
Опережающий рост спроса в сегменте международных интермодальных перевозок в первом квартале текущего года обусловлен динамичным ростом спроса на контейнерный импорт в США в ситуации активного восполнения запасов импортерами