На кого бы свалить вину?

Новости | Политика | Ноябрь 13, 2007, 7:58

Большинство владельцев затонувших в Керченском проливе судов считают, что никакой вины капитанов в этом нет, а причиной всему форс-мажорные обстоятельства и несвоевременное оповещение береговых служб о надвигающемся бедствии. По некоторым данным, большинство из попавших в зону ЧП сухогрузов и танкеров попросту не были рассчитаны на подобный разгул стихии. В частности, директор подмосковного ООО “Порт Тураево” Александр Журавлев, которому принадлежит затонувший сухогруз “Вольногорск”, заявил Ъ, что “судно находилось в нормальном техническом состоянии (спущено на воду в 1965 году.- Ъ), им управляли капитан с большим опытом и грамотный экипаж”. Однако по своим техническим характеристикам оно было способно выдерживать волны, максимальная высота которых не превышает два метра, в то время как в Керченском проливе они достигали шести метров. При этом, по словам господина Журавлева, штормовое предупреждение капитан сухогруза получил лишь за 15-20 минут до гибели судна. “Впрочем, даже если бы ‘Вольногорск’ и успел уйти в открытое море, то там его, скорее всего, ждала бы та же участь”,– считает Александр Журавлев. Пишет “Коммерсант”.

Аналогичной точки зрения придерживаются и в ростовском ООО “Дондизельсервис”, которому принадлежит затонувший сухогруз “Нахичевань” (спущен на воду в октябре 2005 года): “В том, что в гибели судна виноват капитан Николай Тищенко, у нас большие сомнения”. О том, что береговые службы “Кавказа” слишком поздно передали указание покинуть порт, говорит и капитан теплохода “Святая Елена” Александр Гладких. По его словам, соответствующий приказ поступил лишь после того, как трещину в корпусе получил сухогруз “Волгонефть-123” (это произошло 11 ноября примерно в восемь утра.- Ъ). В это время в Керченском проливе находилось более 50 судов, и на то, чтобы вывести их из опасного района, у капитанов просто не было времени. Скорость судов и в хорошую погоду не превышает 11 узлов (около 20 км/час).

Стоит также отметить, что вчера была несколько скорректирована и позиция прокуратуры относительно возможных виновников гибели судов. Если накануне, по сути, вся ответственность возлагалась лишь на капитанов, то теперь наряду с этой версией представители прокуратуры намерены проверить “надлежащим ли образом они были предупреждены о шторме и его силе”.

“Ведомости” добавляют, что Больше половины судов и их грузов были застрахованы и перестрахованы в «Ингосстрахе», говорит руководитель отдела компании по связям с общественностью Владимир Клейменов. По его словам, сумма, которую выплатит «Ингосстрах», еще не подсчитана. Он заверил, что «Ингосстрах» готов выплатить страховку в полном размере. С «Югорией» связаться не удалось.

По предварительному прогнозу, общий экологический ущерб от последствий шторма составляет более 3 млрд руб., говорит руководитель Росморспасслужбы при Минтрансе России Анатолий Янчук.

Считают убытки и «Российские железные дороги». На Северокавказской железной дороге на подходах к портам вчера утром скопилось 65 поездов. Один день простоя 20 поездов на подходах к Туапсинскому порту стоил РЖД 300 000 руб. потерянной прибыли, напоминает представитель РЖД.

“Коммерсант-Украина” сообщает с украинского берега. Массовая гибель птиц была зафиксирована в районе Керченского пролива на побережье Краснодарского края. По сообщению местной администрации, погибло 30 тысяч птиц, в основном чаек, и столько же еще живы, но уже испачканы мазутом — из-за этого они не могут взлететь и гибнут от холода. По словам координатора российской общественной организации “Экологическая вахта по Северному Кавказу” Андрея Рудомахи, масштабы загрязнения нефтью в результате аварии колоссальные.

Как считает господин Рудомаха, площадь разброса нефтяного загрязнения свидетельствует о том, что в море вылилось гораздо больше мазута, чем “официально заявленные 1200 тонн”.

Президент Крымской академии наук, профессор Виктор Тарасенко считает, что произошедшая в Керченском проливе катастрофа была предсказуема. “Дело в том, что судовладельцы во избежание дополнительных расходов — пошлины, портовых сборов — осуществляют перевалку сыпучих грузов непосредственно в море, с борта на борт сухогрузов и барж,– рассказал господин Тарасенко.– Экономия денежного эквивалента приводит к масштабным экологическим потерям и рискам”. По его словам, “пиратские методы перевалки пора прекращать, для этого необходимо создать межгосударственную комиссию Украины и России, которая сможет предложить методы и меры законного, цивилизованного, отвечающего экологическим нормам решения этого вопроса”.

В настоящее время со стороны Украины ситуацию в Крыму контролирует министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский, который на месте возглавил координационный штаб по предотвращению и своевременному реагированию на аварийные ситуации в акватории Черного и Азовского морей. Сегодня по указанию президента России Владимира Путина на место бедствия должен прибыть также премьер-министр Виктор Зубков. Ему поручено лично разобраться в ситуации и принять необходимые меры.

Новости по теме


Свежие новости