Надо освобождать экономику, а не писать для нее сценарии
Министерство экономического развития и торговли РФ доработало концепцию социально-экономического развития РФ до 2020 года, предусматривающую в качестве основного сценария создание в России инновационной экономики и обеспечение ей глобального лидерства в течение 15 лет. Рейтер попытался разобраться с идеологами и оппонентами.
Представители бизнес-лобби, в свою очередь, предупреждают, что увлечение гонкой мирового лидерства может быть чревато для России надрывом экономики, как это случилось с СССР в последние годы его существования.
“Основная идея концепции – чтобы мы смогли обеспечить себе глобальное лидерство, и чтобы обеспечить себе такое лидерство в течение 15 лет нужно перейти к новой модели развития – инновационной, которая включает в себя пять ключевых направлений”, – сказал замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов, представляя первую концепцию нового российского правительства, которое может возглавить уже весной следующего года нынешний президент Владимир Путин.
“Это реализация глобальных преимуществ, которыми обладает Россия по отношению к другим странам, формирование мощного научно- технологического комплекса, структурная диверсификация экономики, создание условий для развития человеческого капитала, и последнее, но первое по значимости – развитие демократии и обеспечение личных свобод человека”, – сказал Белоусов.
Директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач сказал, что доработанный вариант концепции будет внесен в правительство 25 октября 2007 года и может быть рассмотрен 8 ноября.
По словам Клепача, основными проблемами России является отставание инфраструктуры, недостаток кадров, низкая конкурентоспособность, сложная демографическая ситуация.
“Есть новые вызовы. Меняется конфигурация экономических сил в мире. Вес России в мировом ВВП составляет всего 2,6 процента против 17-18 у США”, – сказал Клепач.
Исходя из этого МЭРТ подготовил три сценария развития экономики: инерционный, энергосырьевой и инновационный, который является основным.
Согласно первому сценарию, который опирается на нефтегазовый сектор и импорт технологий, рост ВВП России составит в среднем 3,2 процента в год.
Второй сценарий предполагает рывок в экономическом развитии, но основан на использовании по максимуму энергосырьевой составляющей экономики. Рост ВВП, согласно этому сценарию, составит в среднем около пяти процентов в год.
Третий сценарий предполагает рост ВВП на 6,4 процента в год и возможность его доведения до семи процентов благодаря инвестициям в наукоемкие производства и высокотехнологичные отрасли.
“Если во втором сценарии ставка делается на капитал энергосырьевых отраслей, третий вариант предусматривает человеческий капитал, капитал высоких технологий”, – сказал Клепач, отметив заложенный в этом сценарии существенный рост расходов на социальный сектор, здравоохранение, образование и НИОКР.
По его словам, в доработанном варианте концепции появились разделы “здравоохранение”, “рынок труда”, “реализация жилищной программы”, а также был существенно переработан блок “развитие регионов”.
Кроме того, в нем учтен новый прогноз цен на нефть, в связи с чем на более долгий период сохраняется бюджетный профицит и повышается запас финансовой прочности бюджетной системы, несмотря на рост социальных расходов, сказал Клепач.
Однако председатель экспертного совета ассоциации представителей среднего бизнеса “Деловая Россия” Антон Данилов-Данильян предостерег от повторения в инновационном сценарии пути СССР.
“Минус этой концепции – определение стратегической цели. По мнению предпринимателей, цель занятия лидирующего положения на международной арене не может быть стратегической. Это возвращает нас к римейку целей позднего СССР и грозит надрывом экономики”, – сказал Данилов-Данильян.
“Естественные процессы развития начнут подчиняться определенным политическим устремлениям ради достижения внешних показателей, будут ущемляться демократические и гражданские свободы, и вместо взращивания ростков будет вытягивание за уши”.
Новости по теме
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару
-
В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов
Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
Свежие новости
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару
-
В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов
Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
MSC хочет купить третью по величине судоходную компанию, специализирующуюся на перевозке автомобилей
Согласно заявлению, крупнейшие акционеры GCC, владеющие почти 55% акций, уже согласились принять предложение MSC