Кубанско-таманские

Новости | Политика | Июль 19, 2007, 8:17

Газета “Ведомости” заняла сегодня “поляну” “Гудка”. Радостный рапорт про счастливое будущее нового порта на Таманском полуострове поразительно не совпадает с газетой. А уж размещение статьи, без отрицательных комментариев, на первой полосе, это невиданное событие, характерное только для местной кубанской прессы:

Курсив наш, основной текст “Ведомостей”

На южном побережье России, в Тамани, может появиться еще один крупный порт. Его за 30 млрд руб. собирается построить краснодарская компания при помощи структур “Базэла”, “Газпрома” и других крупных компаний, если еще столько же выделит инвестфонд. Этот проект — часть плана вице-премьера Сергея Иванова по сокращению транзита российских грузов через сопредельные государства.

“Нам необходимо строительство собственного порта в районе Тамани в Краснодарском крае”, — заявил недавно на заседании Морской коллегии первый вице-премьер Сергей Иванов.

Выполнить указание властей давно готовится компания “Морской порт Тамани”, рассказал “Ведомостям” ее гендиректор Петр Паринов. Мощность нового сухогрузного порта, по его словам, составит 30-35 млн т в год (у крупнейшего в стране Новороссийского — около 120 млн т), а стоимость проекта — 60 млрд руб. Компания до конца года подаст заявку в МЭРТ на финансирование строительства порта из средств инвестфонда на сумму около 30 млрд руб.

В сентябре прошлого года комиссия МЭРТ рассматривала заявку на финансирование порта Тамань, но отправила ее на доработку, согласившись включить расходы на подготовку проектной документации в ФЦП “Развитие экспорта транспортных услуг”.

InfraNews: Это была не заявка, а макулатура, набор листовок, с какими-то денежными расчетами, не подкрепленными реальными цифрами. Те кто видел ее, смеются до сих пор.

Получить комментарии в МЭРТ не удалось. Представитель Сitigroup, инвестиционного консультанта таманского проекта, вчера затруднился прокомментировать ситуацию.

Представитель “Базэла” заявил, что “интерес есть, но проект находится еще в зачаточной стадии”. “Мы не приняли решения об участии”, — сообщили в пресс-службе “Газпромэкспорта”. Представители “Русского угля” и “Еврохима” отказались от комментариев.

Развитие новых российских портов взял под контроль первый вице-премьер. “Мы все меньше и меньше будем осуществлять экспорт любой нашей продукции через порты Прибалтики и все больше загружать наши порты”, — сформулировал Иванов цель портовой политики России, посещая Ленинградскую область на прошлой неделе. Отправившись затем на юг, в Краснодарский край, Иванов развил свою мысль: “Условия в наших портах должны быть не хуже, чем у наших партнеров, конкурентов, союзников, называйте их как хотите”.

InfraNews: То, что г-н первый вице-премьер не в материале, мы доказывали уже не раз. Но постоянно привязывать слабый проект к имени одного из ведущих политиков, кажется нам попыткой дискредитации. Хотя может так и надо.

Для краснодарских портов главные конкуренты — украинские. “Мы посмотрели, какие российские грузы следуют транзитом через Украину, и таким образом определили набор терминалов первой очереди”, — рассказывает Паринов. По его словам, задача порта Тамань — переманить российские грузы из Одессы, Ильичевска и Николаева, в первую очередь контейнерные и угольные.

InfraNews: Гений маркетинга. Контейнерные рынки России и Украины практически изолированы друг от друга. Из Украины в Россию контейнеризированные грузы практически не поступают. Только Мариупольский порт некоторым образом работает на Ростов и Кубань, но его обороты мизерны. Крупные терминалы в Одессе и Ильичевске обслуживают в первую очередь внутренний рынок, затем рынок Белоруссии и Молдавии, и только на 0,5%-1% работают на Россию. Это не более 5 тыс. TEU в год. Их видимо и собрались отбирать таманские стивидоры.

Что касается угля, то есть подозрение, что к тому моменту, как Россия с Болгарией и Грецией построят новый нефтепровод в обход Босфора, Турция придумает новую страшилку. Не исключено, что ею станет уголь. Хотя проект по перевалке амиака на Тамани уже стал страшилкой для всех, кто хоть изредка задумывается об экологии.

Проект предполагает использование в качестве элемента портовых сооружений насыпанной в 2003 г. косы Тузла, сообщил Паринов: “Мы специально проверяли — наши сооружения находятся в пределах Российской Федерации”.

InfraNews: Как известно украинским властям, особенно в моменты обострений внутриполитических проблем никакие международно-правовые нормы не указ. Так что рассчитывать, что Украина будет сидеть, сложа руки, было бы слишком самонадеянно.

Кроме сухогрузного терминала в Тамани появится наливной. Его строят “Тольяттиазот” и “Таманьнефтегаз”. “Украина установила высокие тарифы на прокачку аммиака по трубе Тольятти — Одесса и сократила нашу квоту, из-за этого часть мощностей нашего завода простаивала”, — говорит представитель “Тольяттиазота” Алексей Виноградов. По его словам, компания уже вложила около $300 млн. в проект и надеется открыть терминал в 2008 г.

InfraNews: Мы уже писали, что проект этот сильно напоминает проект в Усть-Луге. Напомним, что на Балтике от момента начала разговоров, до начала реального строительства прошло более 10 лет. Напомним, что речь идет об одной и той же стране, о России. Следовательно, и про данный проект еще много будут говорить, но вот когда будут строить не ясно.

 

InfraNews

 

Новости по теме


Свежие новости