Эстонская засада углубится и расширится

Новости | Политика | Июль 17, 2007, 13:49

Подконтрольные государству Российские железные дороги приказали российским грузоотправителям наполовину сократить отправку грузов в Эстонию, в очередной раз разозлившую Москву своим высказываниями в адрес России, сказали Рейтер отраслевые источники и трейдеры.

РЖД официально не комментирует эту информацию.

Источник в отрасли, знакомый с ситуацией, сказал, что решение исходило из аппарата первого вице-премьера Сергея Иванова, курирующего в правительстве РФ, в частности, транспортную и энергетическую сферы.

“РЖД здесь даже не при чем. Это было совещание в структурах Иванова”, – сказал источник.

“Речь идет о том, чтобы до 50 процентов по сравнению с прошлым годом снизить поставки в Эстонию. Судя по всему, это одна из первых ласточек. Может оказаться, что через месяц будет еще хуже. Их (Эстонию) душат по полной”, – добавил он, отметив, что ограничения вступят в силу с августа.

Однако один из основных нефтепродуктовых трейдеров на маршруте, сообщил, что ключевые грузоотправители уже получили устное распоряжение от РЖД снизить наполовину экспорт в Эстонию, что и было сделано в понедельник и вторник.

Первый заместитель председателя правительства России Сергей Иванов не принимал решения и не отдавал указаний о сокращении железнодорожного экспорта через Эстонию. Об этом ПРАЙМ-ТАСС сообщил источник в аппарате С.Иванова.

Ранее СМИ опубликовали информацию, что РЖД приняло решение сократить наполовину отправку грузов в Эстонию. При этом отмечалось, что это решение исходило из аппарата С.Иванова.

В конце прошлой недели президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе, вызвавший негативную реакцию со стороны ЕС. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт присоединился к критикам, публично осудив Россию.

“Это называется алаверды”, – говорит источник, объясняя реакцию российских властей.

По его словам, в качестве формального повода для сокращения поставок в Эстонию российские власти намерены использовать ремонт Октябрьской железной дороги.

“Фиговым листком станет ремонт”, – говорит отраслевой источник.

Через эстонские порты идет четверть экспортируемых из России нефтепродуктов или 25 миллионов тонн ежегодно. Основные поставщики – Газпромнефть , ТНК-ВР и Киришский завод Сургутнефтегаза . Эстония также является важным перевалочным пунктом для леса, металла, угля и химических грузов.

Отношения России и Эстонии значительно ухудшились весной этого года – после решения Таллина перенести памятник советским воинам и эксгумировать братскую могилу на месте этого памятника в центре города.

“Это очень похоже на те ограничения, которые уже были в мае, однако сейчас это коснется большего количества отправителей”, – сказал трейдер в крупной компании.

В мае и июне ограничения лишь частично коснулись самых крупных грузоотправителей – Газпромнефти, ТНК-ВР и Киришей, и они по-прежнему имели возможность вывозить большие партии мазута.

“Теперь ограничения наложены и на мазут, но я по-прежнему не понимаю, как это может быть осуществлено, поскольку новых альтернативных маршрутов для него так и не появилось,” – сказал трейдер в крупной западной компании.

Россия только собирается построить новые крупные терминалы по перевалке мазута, которые позволят перебросить объемы, идущие на данный момент через Эстонию.

Майские и июньские ограничения мало коснулись самых крупных эстонских терминалов – Мууга и Маарду, которые специализируются на мазуте, в то время как терминалы в Палдиски и Силламяэ, специализирующиеся на светлых нефтепродуктах, практически не работали.

Источники в эстонских терминалах говорят, что не верят в продолжительность нынешнего запрета:

“Выглядит все как-то несерьезно. Думаю, преодолимо, как и в прошлый раз… Август покажет – крупные клиенты не уйдут, пока совсем не закроют (направление). В Калининград ты миллион (тонн мазута) не загонишь, хоть ты тресни. Куда его девать в России, да еще летом?”.

 

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости