Итоги года: логистическая консолидация в надежных руках

Новости | Политика | Декабрь 29, 2010, 10:22

Интерфакс, а точнее журналист Юля Михайлова подвели свои итоги работы транспортной отрасли

В 2010 году основным трендом в портовой, судостроительной и контейнерной отраслях РФ стала консолидация и приход “стратегов”

Основным трендом уходящего года в портовой, судостроительной и контейнерной отраслях РФ стала консолидация и приход “стратегов”. Векторы у общей тенденции, впрочем, разные: где-то процесс сопровождается усилением роли государства, где-то, напротив – приватизацией. Правда, приватизация эта далека от стилистики “народных IPO”: инвесторы подбираются проверенные, с большим опытом работы на благо государства.

Год положил начало нескольким знаковым событиям: объединению Новороссийского торгового порта с Приморским с параллельной сменой владельцев с группы физлиц на консорциум государственной “Транснефти” и частной “Суммы Капитал”, продажи судостроительных активов империи Сергея Пугачева “Объединенной судостроительной корпорации” (ОСК), о цене которых стороны, впрочем, так пока и не договорились, покупке группой FESCO Сергея Генералова 12,5% акций ОАО “Трансконтейнер” в ходе IPO оператора с намерением довести долю до контрольной.

Также все активнее ведутся разговоры о предстоящей в 2011 году продаже 25% акций группы “Совкомфлот”, в которую входит ОАО “Новороссийское морское пароходство” (“Новошип”). Возможно, это будет продажа стратегу, и не исключено, что им станет крупнейший клиент компании – нефтетрейдер Gunvor Геннадия Тимченко. Акции транспортных и судостроительных предприятий становятся все привлекательней – впереди масштабное освоение шельфа.       Гигантомания   

Самая громкая публичная сделка года – покупка группой “Новороссийский морской торговый порт” (НМТП) Приморского торгового порта (ПТП, принадлежит “Транснефти” и инвестиционной группе Зиявудина Магомедова “Сумма Капитал”) за $2,15 млрд. Одновременно “Транснефть” и “Сумма” выкупят 50,1% акций объединенной компании у нынешних акционеров НМТП – Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга – и будут контролировать уже два крупнейших порта страны.

О масштабе сделки свидетельствует и тот факт, что в ней косвенно поучаствовал премьер Владимир Путин – правда, так и не добившись своей цели. Отвечая на вопросы иностранных инвесторов, озабоченных очередным экспансионистским шагом государства, премьер сказал, что у государства как раз “не было никакого желания туда (в НМТП) заходить”. “Это у частных инвесторов было желание оттуда выйти. Мне пришлось их уговаривать не делать этого – но у них возникло желание разместить свои капиталы в других отраслях”, – рассказал премьер. “Там нет национализации и какой-либо агрессии государства. Там идет частный обмен акциями, никто никого не выдавливает”, – успокоил инвесторов Путин.

Сделку планируется закрыть в начале 2011 года. Будущие собственники НМТП не исключают возможности участия в аукционе по продаже госпакета акций компании (20%), который намечен на первый квартал будущего года. С госпакетом или без, но “Транснефть” все равно получит контроль практически за всем экспортом нефти и нефтепродуктов через европейские порты России.

Планы у “Транснефти” и “Суммы” в части развития портов наполеоновские: так, перевалку ПТП планируется увеличить до 120 млн тонн в год против привычных для него 80 млн тонн, из НМТП сделать “глобального портового оператора”, доля нефти и нефтепродуктов в общем грузообороте которого уже сегодня 70%.

В то же время статистика Ассоциации морских торговых портов за 11 месяцев 2010 года показывает, что перевалка углеводородов через северо-западный и южный бассейны страны неуклонно снижается – на 1-2% ежемесячно. Нефть уходит на Дальний Восток – в нефтепорт “Козьмино”, конечную точку проекта “Восточная Сибирь – Тихий Океан” и терминал в Пригородном на Сахалине.

Еще один повод усомниться в реальности планов по наращиванию перевалки в Приморском порту – запуск нефтетерминала Gunvor мощностью 30 млн тонн в порту Усть-Луги, который запланирован на первое полугодие 2011 года. Пока Gunvor переваливает нефтепродукты, поступающие с Киришского НПЗ компании.       Жажда технологий   

Залог успеха реализации поставленной перед “Объединенной судостроительной корпорацией” задачи по оздоровлению судостроительной отрасли страны – новые технологии. Компания делает ставку на строительство судов-снабженцев для работы на шельфе, плавучих буровых платформ, сложных танкеров. И хотя ОСК была основана в 2007 году, к активным действиям приступила только в этом, с приходом нового руководства.

Во-первых, ОСК начала строительство первого из двух СП с зарубежными партнерами на Дальнем Востоке. Верфь “Звезда – DSME”, строящаяся совместно с Daewoo Shipbuilding Maritime & Engineering, весной 2011 года собирается запустить цех металлоконструкций. “Совкомфлот” уже заказал на этом заводе 6 судов до 2013 года общей стоимостью порядка $800 млн с опционом еще на 6. Согласно контракту, первые два танкера будут построены на корейской верфи Daewoo при участии российских специалистов, вторые два – на “Звезда – DSME” с участием корейских, оставшиеся – на ней же, но без помощи зарубежных партнеров.

При этом судьба другого СП – “Восток – Raffles” с китайско-сингапурской Yantai-Raffles – до сих пор неясна из-за возникших проблем с выбором территории, на которой будет располагаться завод. И, тем не менее, корпорация намерена привлечь кредит Сбербанка на 1 млрд руб. в следующем году для финансирования обоих проектов.

ОСК развернула деятельность и на западном фронте – компания получила 50% судоверфи STX Helsinki Shipyard Oy через СП с STX Finland, заплатив 2,5 млн евро, при том, что всю верфь эксперты оценивают в 300 млн евро. У СП есть опцион на покупку 20,4% конструкторского бюро Aker Arctic Technology Inc.

Оба актива специализируются на создании ледоколов и признаны мировыми лидерами в этом деле – два из шести действующих атомных ледоколов “Росатома” были построены на хельсинской верфи. Завод уже получил заказ от “Совкомфлота” на $200 млн на строительство двух ледоколов, которые будут задействованы в проекте “Сахалин-1”. Одним из пунктов соглашения по созданию СП было обязательное обучение российских судостроителей на хельсинской верфи.       Купить подешевле    В то время как ОСК набирала обороты, судостроительные активы “Объединенной промышленной корпорации” (ОПК, в которую входят ОАО “Балтийский завод”, ОАО “Северная верфь” и ЦКБ “Айсберг”) Сергея Пугачева оказались в залоге у Банка России по кредитам Межпромбанка на 30 млрд руб. А все потому, что ОСК летом этого года отказалась покупать два завода и конструкторское бюро за 90 млрд руб. “Нам интересны эти активы, но за разумные деньги”, – говорили в корпорации. “Разумные деньги” в понимании ОСК – 25 млрд руб. за “Балтзавод”, “Северную верфь” и “Айсберг”.

Пока стороны спорили о цене, ЦБ после долгих и мучительных размышлений все же отозвал лицензию у МПБ. Теперь суд должен назначить независимого оценщика, после чего активы будут проданы на открытом конкурсе. Остается загадкой, будет ли ОСК принимать в нем участие, ведь у свежеприобретенной верфи в Хельсинки примерно те же наработки по строительству судов ледового класса. И все-таки скорее да, чем нет – об этом свидетельствует нежелание ОСК дать компаниям шанс повысить свою капитализацию.

Так, сначала ФГУП “Росморпорт” отстранило “Балтзавод” от своего тендера на строительство ледокола 25 МВт стоимостью $260 млн. Причем заявка компании была наиболее привлекательной на фоне заявок от ОСК и Nordic Yards Виталия Юсуфова. “Балтзавод” предлагал построить ледокол за наименьшую цену – $223 млн – и в максимально короткий срок – 3,5 года.

Компания подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) – и она предписала допустить завод к участию в конкурсе. Однако через пару недель конкурс приостановили из-за жалоб ОСК и входящего в нее “Севмаша”, который в тендере не участвовал и даже не строит ледоколы. В ОСК не скрывали, что обращение в ФАС – формальная причина для срыва конкурса.       Продать в добрые руки   

Будущий год может принести изменения в составе акционеров “Совкомфлота”, который пока на 100% принадлежит государству. В 2011 году, по плану Минэкономразвития, в ходе IPO должно быть продано 25% акций группы, с 2012 по 2013 год – 25% минус 1 акция. “Если это будет просто IPO в пользу портфельных инвесторов, мы не против. Если есть заинтересованные стратеги – мы тоже не против”, – говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако не так много стратегов, которым интересно участие в капитале “Совкомфлота”, а главное – кому это по карману. По мнению генерального директора пароходства Сергея Франка, таким стратегом теоретически может стать китайская PetroChina, “дочка” China National Petroleum Corp. Однако не исключено, что проявить интерес может и Gunvor, крупнейший клиент пароходства, который приносит ему около 10% от выручки.

 Тем не менее, правительство РФ не собирается продавать компанию до полного восстановления судоходной отрасли от кризисного спада, несмотря даже на успешное размещение облигаций “Совкомфлота” на $800 млн, которое компания провела в этом году, что говорит о финансовой устойчивости компании. Однако ставки на танкеры не спешат расти: в этом году спотовые ставки на супертанкеры достигли рекордно низких $10 тыс. в сутки, когда на “высоком” рынке торговались в 5-6 раз дороже, а ставки на афрамаксы редко превышали $20 тыс. в сутки. Морской брокер Platou прогнозирует, что фрахтовый рынок восстановится лишь в 2012 году, а 2011 год станет, возможно, даже более тяжелым, чем год уходящий. Количество нового тоннажа будет расти быстрее, чем за пять последних лет, и именно этот фактор помешает росту ставок.

Однако у “Совкомфлота” есть подушка безопасности – примерно половина судов компании находится в долгосрочных контрактах, стоимость которых не так значительно отличается от докризисной, как стоимость спотовых. Компания также участвует во всех проектах по освоению шельфа и развивает регулярные перевозки на крупнотоннажных танкерах по Северному морскому пути, который короче альтернативного маршрута через Суэцкий канал почти вдвое, свободен от пиратов и позволяет фрахтователям экономить 15-20% от стоимости транспортировки через теплые моря.

В этом году “Совкомфлот” перевез пробную партию газового конденсата ОАО “НОВАТЭК” с полуострова Ямал в Китай. На следующий год запланировано 2-3 подобные перевозки. В целом администрация Севморпути получила 11 заявок на проход в будущем году, тогда как в этом – только 8, и ожидает, что количество перевозок будет расти с освоением ямальских и шельфовых месторождений. “Совкомфлот” между тем уже заключил контракты с поставкой до 2014 года на16 судов, 12 из которых – танкеры. Флот группы – крупнейший в мире в сегменте арктических челноков, танкеров – продуктовозов и газовозов ледового класса. На его обновление компания выделила $5,5 млрд до 2015 года.

“Российские железные дороги”, в отличие от правительства, не стали дожидаться восстановления контейнерного рынка, и продали 36% акций ОАО “Трансконтейнер”, треть из которых купила за $138 млн транспортная группа FESCO Сергея Генералова. Такая сделка несколько разочаровала рынок – все ожидали от FESCO покупки, может, и меньшего по объему перевозок и капитализации оператора, зато полностью или хотя бы его контрольного пакета. Впрочем, группа сразу заявила, что намерена довести долю в “Трансконтейнере” до 50%, но аналитики прогнозируют, что это у нее получится не ранее 2012 года. А пока компания обеспечила себе место в совете директоров оператора и, по мнению экспертов, успешное развитие своего железнодорожного дивизиона.

Новости по теме


Свежие новости