Новость-неновость от “Коммерсанта”: Лисин продает UCL Port

В рамках массовой продажи активов и портов (или как многим кажется, массовой) – рассмотрим новость-неновость от “Коммерсанта”. Смешно, с одной стороны. Но с другой стороны, – нормальный себе кейс.

Первое, GP вчера подтвердило, что хочет купить НКК. И радостно вскрыло цифры, которые до того были известны только посвященным))). Выручка более 300 (в хороший год) – а в плохой с жесткой конкуренцией (которую, собственно, устроил нижеследующий герой) – 250. В любом случае, по чистой прибыли – не менее 30%. В прошлые годы было более 60%. Так вот – ну это около миллиарда. Не будем мучить голову за коэффициенты, просто подумаем, как приятно закрытой компании, когда открытая компания подло сливает ее данные и разводит руками))) Молодцы.

Но вернемся к новости – в ней все прекрасно. Прекрасен болтливый Лисин и, само собой, журналисты “Коммерсанта”.

Вчера на форуме “Стратегическое партнерство 1520” Владимир Лисин, комментируя журналистам возможное IPO своего портового холдинга, заявил, что, скорее всего, возможна продажа этого бизнеса. “Он не очень интересен с точки зрения капитализации”,— пояснил господин Лисин. “Синергия такая, что даже больше не IPO, а просто бизнес продать”,— подчеркнул бизнесмен.

InfraNews: У нас есть коллега (И.С.), который с 2004 г. спрашивал нас, зачем Лисин купил порт. Мы каждый раз объясняли – по глупости, недомыслию, наущению дураков. Ибо синергии нет и не предполагалось. И в последующих покупках ее быть не могло. В любом случае, это никак вместе не жило. И это прекрасная по бессмысленности инвестиция.

В то же время Владимир Лисин сомневается, что сейчас можно найти стратегического партнера, которому можно было бы продать только пакет UCL Port, а не весь бизнес. Внутри России это могут быть, разве что, сырьевики, полагает господин Лисин. По его мнению, более вероятными покупателями выглядят иностранные инвесторы, которые раньше интересовались контейнерным бизнесом, а сейчас смотрят также на балкерные перевозки. “Ведем переговоры со всеми, смотрим. Кто-то интересный может быть”,— уточнил Владимир Лисин.

UCL Port объединяет пять стивидорных активов: морской порт Санкт-Петербург, контейнерный терминал Санкт-Петербург, Туапсинский и Таганрогский морские торговые порты, универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге. Общий грузооборот в 2012 году — 32,6 млн тонн. Выручка, по данным UCL Port, составила $350 млн, EBITDA — $170 млн.

Продажа — лишь одно из возможных решений по UCL Port, пока предметные переговоры на эту тему ни с кем не ведутся, уточнил источник “Ъ” в компании. Участники рынка, впрочем, понимают, почему господин Лисин охладел к портовому активу.

Грузооборот порта за последние три года вырос незначительно — с 31,9 млн тонн в 2010 году до 32,6 млн тонн в 2012 году. При этом падает перевалка ключевых грузов. По нефти наблюдается снижение за три года с 14,4 млн тонн до 10,5 млн тонн, по углю — с 7,7 млн до 5,4 млн тонн. Активный рост демонстрируют только контейнерный терминал в Петербурге и зерновой в Туапсе, именно они могут быть интересны профильным игрокам рынка. Перевалка контейнерных грузов за три года выросла с 200 тыс. тонн до 3,2 млн тонн, зерна — с 700 тыс. до 3,2 млн тонн. Также растут объемы перевалки металлов, что вполне объяснимо: услугами портов пользуются в том числе металлургические предприятия господина Лисина. Впрочем, эти объемы не слишком значительны — транспортный холдинг UCLH, куда входят также железнодорожные активы бизнесмена, работает со многими другими стивидорами, например, входит в пятерку крупнейших клиентов Новороссийского морского торгового порта.

InfraNews: С нефтью как всегда путаница – надо бы именовать-таки углеводородами. А вот с углем – за последние 3 года такого спада не было. Ну да и ладно. Это же “Коммерсант”. Газету теперь только по пятницам читают (когда приложение Weekend). Тут есть одна мелочь – в словоприменении. Все-таки UCL – стивидорный холдинг, но не “порт”, как его именует газета. Ну, видимо, это мелочи!

В контейнерном терминале у UCL Port уже есть партнер. 20% в нем контролирует Terminal Investment Limited (TIL), подконтрольная второму в мире морскому контейнерному оператору Mediterranean Shipping Company (MSC). В апреле MSC объявила, что продает 35% TIL частному инвестиционному фонду Global Infrastructure Partners за $1,9 млрд. Благодаря сотрудничеству с MSC терминалу и удавалось значительно наращивать грузооборот в последнее время. Теперь у TIL появятся дополнительные средства, они могли бы рассмотреть покупку доли в UCL Port или в целом компании, предполагают несколько участников рынка. Но для иностранных инвесторов есть ограничения по покупке портовых активов, на это нужно разрешение правительства.

Игорь Краевский из БКС оценивает UCL Port в $1,2-1,4 млрд, исходя из мультипликаторов похожих публичных компаний. По мнению Надежды Малышевой из PortNews, желание Владимира Лисина выйти из высококонкурентного и умеренно прибыльного портового бизнеса может быть связано с тем, что он требует больших затрат на логистику и привлечение грузов, а срок окупаемости инвестпроектов высок. Алексей Морозов из UBS считает, что актив мог быть интересен профильным портовым холдингам и транспортным группам с хорошим грузопотоком.

InfraNews: Комментаторы как всегда прекрасны). Вот, к примеру, товарищ из БКС – он какие такие похожие компании имел ввиду!? Если и в России, и в других палестинах такого и не видать никогда было. Или вот Надя – проговорил три раза фразу её. Каких таких затрат на логистику требует стивидор!? А сроки окупаемости – какие такие великие? Или она просто Лисина с его тормозными проектами так обидеть хотела!? Ну а сотрудник швейцарского банка получает звание “Капитан Очевидность”.

Новости по теме


Свежие новости