Кто виноват в ценах на зерно и чего не дорабатывает железная дорога

История с зерном, которое при более чем приемлимом урожае, обрастает слухами и спекуляциями – раздражает все сильнее.

Коммерсант на прошлой неделе писал:

Как следует из данных мониторинга Минэкономики по состоянию на 1 октября, несмотря на достаточно неплохой в сравнении с 2010 годом урожай зерновых (порядка 71 млн т), ситуация на зерновом рынке сейчас несколько более напряженная и в сравнении с годом большой засухи, и, тем более, в сравнении с 2011 годом.

На мировом рынке ситуация, в принципе, сходна с ситуацией 2010 года: мировые цены на пшеницу, составляющие на конец первой недели октября порядка $334 за тонну (SRW, FOB Мексиканский залив), росли с июня 2012 года по тому же сценарию, что и два года назад, и сейчас даже выше, чем цены октября 2010 года с поправкой на долларовую инфляцию (рубеж в $300 за тонну пшеница в 2010 году преодолела лишь в декабре).

Однако на внутреннем рынке РФ ценовая динамика даже с поправкой на двухлетнюю инфляцию сейчас существенно сложнее 2010 года: взлет цен на зерно начался раньше, в июне, и был существенно более резким, чем два года назад. При этом Минэкономики приводит расчеты, согласно которым динамика роста запасов зерна в РФ сейчас хуже и 2011, и 2010 годов. Пока рост цен на зерновые не транслировался на цены на комбикорма.

Сентябрьские цены экспорта пшеницы, по сообщению Минэкономики, составили $299 за тонну. Впрочем, в июле и августе 2012 года экспорт был существенно ниже и 2010-го, и тем более 2011 года — 4,8 млн тонн.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, твердо намерен ограничить вмешательство в ситуацию на зерновом рынке исключительно товарными интервенциями — идею закрытия зернового экспорта, которая была реализована в аналогичной ситуации 2010 года, отвергает как избыточную. От итогов реализации текущей госполитики на зерновом рынке в этом году, вероятно, зависит и расклад сил на рынке на несколько лет вперед: в околоправительственных кругах и в 2012 году достаточно лоббистов закрытия экспорта, и Белый дом, доказав, что сможет эффективно справиться с ситуацией без эмбарго, вероятно, закроет вопрос о запретах экспорта в подобных ситуациях на среднесрочную перспективу.

Тут, вроде бы, государство не виновато.

Нам много говорят про недостаток мощностей, про невозможность вывоза зерна через порты и прочее, и прочее. Мы, все-таки, решили разобраться с этой печальной ситуацией.

Проще говоря, а кто ж виноват. Получились разборки в рамках подготовки новой версии исследования “Баланс спроса и предложения на ПС в системе РЖД”.

Вывод – удивительный для нас самих – ЖД транспорт слабо работает как на внутреннем рынке (доказательства этого каждый может спросить на внутренних элеваторах – здесь места не хватит), так и на рынке внешнеэкономическом.

Проще говоря, в считаные месяцы от полного года объемы завоза железной дорогой в порты и по сухопутным переходам приближаются к общим оборотам российского экспорта и транзита через порты. (левая колонка тыс.т)

Диаграммы в студию:

Оборот зерна по железной дороге по направлениям, 2010-12гг

 

Оборот зерна по железной дороге по направлениям + оборот российских портов 2010-12гг

 

Оборот зерна по ЖД – только ВЭД в сравнении с оборотом зерна в портах 2010-12гг

Собственно о чем речь – о результатах. Монополизированный рынок жд-перевозок в России дает огромную наценку на зерно, к которым, когда добавляются спекуляции, покупатели уже не могут подступиться ни в Египте, ни в центральных регионах страны, зерно не производящих. Ну и в результате и спекулянты, и монополисты, хоть и снимают сливки – сам рынок подрывают.

Новости по теме


Свежие новости