Не было печали – вспомнили о Белкомуре

Железная дорога | Логистика | Новости | Октябрь 13, 2012, 11:14

Идея достройки железной дороги между Соликамском (Пермский край) и Архангельском через Сыктывкар будоражит Минтранс и власти Пермского края, республики Коми и Архангельской области с конца прошлого века. Дорога Белое море–Коми–Урал, или просто Белкомур, спрямляет путь грузов из Сибири в порты Белого моря на 800 км. Но с 1996 по 2001 год удалось проложить только 440 км из 1155 км новой железнодорожной магистрали, и с тех пор ни подключение регионов, ни федеральный инвестиционный фонд, ни идея концессии потенциальных грузоотправитей (СУЭК, «Уралкалий», «Еврохим», «Соликамскбумпром»), которые могли бы вложить деньги в строительство, никак не помогли долгострою. В конце концов и и Минтранс в лице замглавы этого ведомства Виктора Олерского отвернулся от проекта, назвав «неочевидными» перспективы увеличения грузопотоков по новой магистрали из-за неразвитости инфраструктуры российских северных портов. «Я задал вопрос коммерческому директору СУЭКа: вы выбрали бы Мурманск или Архангельск? Он ответил: я выбрал бы Тамань, потому что она сейчас лучше развита», – передавал слова Олерского Interfax.

Однако на этой неделе появилась информация о том, что сквозное движение по Белкомуру может быть открыто уже в 2018 году, пишет “Эксперт”. Во-первых, к делу строительства новой железнодорожной магистрали подключились  два полномочных представителя президента – Михаил Бабич (полпред в ПФО) и Николай Винниченко (полпред в СЗФО). На проведенном ими совместном рабочем совещании по вопросам подготовки и реализации комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития республики Коми, Пермского края и Архангельской области прозвучало, что «результаты предварительных расчетов подтверждают инвестиционную привлекательность и финансовую эффективность проекта Белкомур как масштабного проекта создания железнодорожной инфраструктуры. При сравнительно невысоком уровне необходимой финансовой поддержки со стороны государства (30% сметной стоимости) проект Белкомур демонстрирует свою эффективность и окупаемость». «Бюджет проекта оценивается в 176 млрд рублей. Общая сумма частных инвестиций в сопутствующие локальные проекты – более 400 млрд», – отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Во-вторых, «Российские железные дороги», похоже, нашли один из возможных источников финансирования Белкомура. На заседании профильной рабочей группы в РЖД, в котором, помимо самих железнодорожников, приняли участие руководители северо-западных регионов России, представители Внешэкономбанка и Минтранса, прозвучала информация о том, что в ближайшие годы железнодорожники ожидают увеличения нагрузки на существующую железнодорожную инфраструктуру в направлении северных портов России в два раза. И для того, чтобы справиться с этим грузопотоком, РЖД необходимо будет вложить в усиление этих железнодорожных линий 280 млрд рублей. Если же будет построен Белкомур, который возьмет на себя пропуск до 35 млн. т. грузов в год, то объем необходимых инвестиций железнодорожной монополии в укрепление существующей между Уралом и северо-западом железнодорожной инфраструктуры снизится до 160 млрд рублей. То есть разница в сумме до 120 млрд рублей и может быть, по идее, направлена на строительство новой железной дороги.

В середине октября актуализированный проект достройки Белкомура более детально начнет рассматриваться и во Внешэкономбанке, и в Минтрансе. Если и Минтранс с ВЭБом признают, что проще и выгоднее достроить двадцатилетний железнодорожный долгострой, чем тратить деньги на модернизацию «обходных путей», то проект Белкомура в ноябре может быть вынесен на рассмотрение правительства.

Новости по теме


Свежие новости