Российским авиакомпаниям пророчат финансовый коллапс
Российским авиакомпаниям грозит финансовый коллапс по причине несбалансированного роста затрат, считают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Данная информация изложена в докладе “О неотложных мерах по снижению финансовой нагрузки на авиаперевозчиков”, подготовленном комитетом АЭВТ по финансовой деятельности, налогообложению и бухгалтерскому учету. На прошлой неделе доклад рассмотрело и утвердило правление ассоциации, в пятницу он был разослан авиакомпаниям, и теперь руководство АЭВТ планирует подготовить на его основе обращение в правительство (по данным “Коммерсанта”, адресатом станет вице-премьер Аркадий Дворкович).
“Несмотря на высокие темпы роста авиаперевозок (в 2011 году — около 11%, в первой половине 2012 года — 20%), деятельность отрасли является нерентабельной”,— говорится в докладе. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), из топ-35 авиакомпаний 22 завершили год с отрицательным результатом. Общий финансовый результат от перевозок топ-35 авиакомпаний составил 14,5 млрд руб. убытка вместо 4 млрд руб. прибыли в 2010 году.
Среди причин убытков – неконтролируемый рост стоимости топлива и отсутствие рыночных условий хеджирования роста цен на него. Средний рост пассажирского тарифа в 2011 году составил 11,8% при росте цен авиатоплива на 30%, говорится в докладе. Доля топлива в себестоимости перевозок выросла до 30,7%. Ставки на наземное обслуживание в аэропортах за последние пять лет выросли на 119-211%, аэронавигационное обслуживание внутри страны подорожало на 124%, по международным вылетам — на 200%. Особенно негативно эти факторы влияют на компании, в структуре перевозок которых превалируют региональные рейсы, то есть на компании второго эшелона.По данным ТКП, в 2011 году на внутренних линиях перевозчики получили убыток в размере 26 млрд руб.
АЭВТ предлагает принять срочные меры по стабилизации, которые главным образом могли бы оживить региональные перевозки. В их числе обнуление пошлин на региональные суда вместимостью до 72 кресел, присоединение России к Кейптаунской конвенции, что позволит снизить расходы перевозчиков на лизинговые платежи. Но основной упор АЭВТ предлагает сделать на снижение налоговой нагрузки на внутренние перевозки. По оценкам ассоциации, при обнулении НДС на внутренних рейсах размер выпадающих доходов бюджета составит около 35 млрд руб.
Негативный тренд в российской авиации соответствует общемировому. На днях Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила прогноз на 2012 год. Из него следует, что прибыль мировой авиации составит $3 млрд, а рентабельность — 0,5%. В 2010 году при доходах $15,8 млрд рентабельность в отрасли составляла 2,9%, а в 2011 году — $7,9 млрд при рентабельности 1,3%. IATA считает, что по итогам года европейские перевозчики зафиксируют убыток $1,1 млрд (ранее прогнозировалось $600 млн).
Новости по теме
-
Мировой спрос на авиаперевозки грузов растет 14 месяцев подряд
Грузооборот гражданской авиации в сентябре вырос на 9,4% до 22,7 млрд тонно-километров
-
Грузооборот мировой гражданской авиации в июле обновил свой рекорд, но пик сезона впереди
Относительно уровней прошлого года глобальный грузовой авиатрафик в июле вырос на 13,6%
-
«Антей» впервые отправил живого краба из Мурманска в Китай прямым авиасообщением
Ранее доставка краба осуществлялась в два этапа: наземным транспортом в Москву и далее самолетом в Китай
Свежие новости
-
Сделка по покупке DFDS турецкого оператора Ekol Logistics состоялась после пересмотра условий
Согласно заявлению DFDS, условия соглашения были пересмотрены
-
Перевозка контейнеров по сети РЖД в октябре 2024 года сократилась на 1,6%
Объем перевозки груженых контейнеров в январе-октябре вырос на 6,4%
-
Фрахтовый рынок СПГ-танкеров на рекордно низких уровнях
Спотовые ставки на танкеры TFDE за месяц упали на 53%, за год – в 9 раз
-
«Туапсинский балкерный терминал» нарастил грузооборот в январе-октябре на 12%
Ожидается, что при сохранении динамики, в 2024 году терминалом будет перевалено свыше 2 млн тонн
-
Контейнерооборот портов Балтийского бассейна в октябре вырос на 16%
В целом по итогам 10 месяцев 2024 года портами Балтийского бассейна перевалено 1,33 млн TEU