Кризис бьет по транспорту все сильнее

Новости | Статистика | Октябрь 20, 2008, 8:02

Вслед за сообщениями о снижении производственной программы, замораживании проектов, расторжении сделок в реальном секторе экономики пришли новости о снижении темпов роста грузооборота на железных дорогах и в портах. И хотя о влиянии на это непосредственно экономического кризиса прямо говорит только президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин, эксперты полагают, что конец года многие перевозчики встретят в лучшем случае с нулевым ростом грузооборота. Об этом пишет РБК daily.

Крупнейшая российская транспортная компания РЖД отмечает снижение темпов роста грузоперевозок. Так, если за первое полугодие рост составил 2,9%, а за первые восемь месяцев 2,2%, то уже в январе—сентябре темпы снизились до 1,8%. Среди причин замедления в РЖД называют экономический кризис, банкротство некоторых компаний, снижение объемов производства ряда предприятий и частичную переориентацию транспортировки нефти с железной дороги на трубопровод. При этом по таким направлениям, как перевозка цемента и лесных грузов, за первые девять месяцев и вовсе было зафиксировано серьезное снижение — на 8,4 и 13% соответственно.

Так, по итогам 2008 года ожидается, что производство цемента составит в лучшем случае 90—92% от объемов 2007 года. Плохо чувствует себя и лесная отрасль, работа которой основана на кредитах. Проблемы с покупателями вынуждают компании снижать производство, соответственно, сокращается и грузооборот транспортников.

По мнению экспертов, железнодорожники лоб в лоб столкнутся со снижением грузооборота в начале 2009 года. Сейчас им на руку играют уже заключенные экспортные контракты, которые не дадут показателям упасть ниже уровня 2007 года.

Неутешительную динамику показывает и стивидорный грузооборот. По данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки грузов в морских портах России за девять месяцев вырос всего на 1,6%, до 340,9 млн. т. При этом операторы терминалов Северо-Западного бассейна увеличили объем переработки грузов на 3,1%, до 161,4 млн т, тогда как на юге перевалка грузов сократилась на 1,1%, до 118,24 млн. т.

При этом по России перевалка сухих грузов увеличилась на 6,5%, до 145,7 млн т, а налива сократилась на 1,7%, до 195,2 млн т. Как отметили в АСОП, одной из причин снижения стало уменьшение в этом году количества введенных в строй портовых мощностей. В Минтрансе добавляют, что с июня по август рост грузооборота в портах составлял 2,3% ежемесячно, а в сентябре снизился до 1,6%. В ведомстве отмечают, что говорить о роли финансового кризиса в снижении пока рано.

Что и правильно, поскольку и раньше и теперь, главная проблема – конечный объем продукции российской промышленности. Ну не могут порты обработать больше, чем российская промышленность и добыча выдают продукции. А с этим наметились проблемы еще  до кризиса. И валить в эту кучу не введенные терминалы – бессмысленно. Грузов не хватало на всех еще в начале года. Просто у промышленности еще оставался небольшой запас роста, усилилось зерно и хорошо росли контейнеры.

Сами портовики призывают к оптимизму. Так, представитель Мурманского морского торгового порта, снизившего за девять месяцев перевалку грузов на 2,2%, до 10,3 млн. т, объяснил отрицательную динамику отсутствием вагонов под погрузку, отметив, что сейчас в порту, наоборот, массовое поступление вагонов.

Спокойны за будущее и в Новороссийском морском торговом порту (НМТП), где за девять месяцев грузооборот увеличился на 2,8%. В НМТП отмечают, что стивидорный бизнес во времена экономических кризисов — тихая гавань и одна из немногих сфер экономики, где возможно приумножение капитала.

Зафрахтованный объем перевозок, даже контейнеров, на период перед Новым годом, стандартно превышающий среднегодовой показатель примерно на 20%, в этом году снижен на 30%. В России уже нет ресурсов для дальнейшего наращивания перевозок, перспективы роста имеет только оборот контейнеров. Порты, развивающиеся в двузначных цифрах, снизят темпы до однозначных, а те, кто увеличивал оборот на несколько процентов, могут уйти в минус.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости