Механизмы таможенного контроля ширятся и крепнут
Представивший Госдуме законопроект “О внесении изменений в статьи 69 и 119 Таможенного кодекса РФ” заместитель главы ФТС Сергей Шохин пояснил парламентариям, что сейчас правительство вправе определять специализированные пункты пропуска лишь при импорте товаров. Сделанный ФТС “анализ процессов таможенного контроля” привел таможенников к выводу о необходимости создать спецпункты пропуска и при экспорте.
Пока, сообщил господин Шохин, речь идет исключительно об ограничении мест вывоза лесоматериалов. По словам заместителя главы ФТС, сейчас определять качество и количество вывозимых лесоматериалов у таможни не получается — нужного оборудования и специалистов на пунктах пропуска нет, выгружать товар для осмотра некуда и некогда. “Определение специализированных пунктов пропуска — это единственная возможность установить хоть какой-то реальный контроль за вывозом леса”,— заявил Сергей Шохин. Речь, по его словам, идет прежде всего о российско-китайской границе. Граница с Финляндией беспокойства у ФТС в этом плане не вызывает. Предполагаемое количество лесных спецпунктов заместитель главы службы не называет, однако, по информации спикера Госдумы Бориса Грызлова, речь идет о 121 пункте из нынешних 421.
Ответственный за прохождение законопроекта в Госдуме зампред бюджетного комитета палаты Александр Коган пояснил, что после введения РФ заградительных пошлин на вывоз леса-кругляка таможенники стали сталкиваться со случаями подмены — его теперь вывозят под видом пиломатериалов. В отсутствие зон выгрузки/погрузки на границе делать это, по его словам, совсем несложно — достаточно прикрыть вывозимые железнодорожными составами бревна пиломатериалами.
Знакомых с ситуацией депутатов от “лесных” регионов РФ рассуждения о невозможности отличить доски от бревен не убедили. “Все эти составы приходят на границу из определенных населенных пунктов — и власти на местах прекрасно знают, что в них происходит”,— заявил экс-губернатор Красноярского края, депутат Валерий Зубов. По его словам, “предложенная правительством идея экзотична, затратна, но неэффективна”. По мнению депутата, проблему отсутствия госконтроля за лесозаготовками на территории восточнее Красноярска надо решать радикально — полным запретом на вывоз кругляка. По словам депутата Владимира Таскаева, Забайкальский край сейчас покрыт сетью скупок краденого леса у населения, существующих практически официально. По его мнению, решать проблему следует не столько таможне, сколько органам МВД, которые в силах остановить незаконную вырубку леса.
Напомним, сейчас механизм, позволяющий контролировать внешнюю торговлю через установление специализированных пунктов пропуска ФТС, у Белого дома есть лишь в отношении импорта — и правительство довольно активно им пользуется. Так, например, майская инициатива РЖД о возможном ограничении растаможивания контейнеров в автомобильных пунктах пропуска на границе с Финляндией напрямую содержала предложение Белому дому таким образом перенаправить импортные потоки в российские порты, работающие с РЖД. Экспорт же, за исключением экспорта энерготоваров, подконтрольных Центральной энергетической таможне (ЦЭТ), в принципе возможен через любые точки пересечения госграницы, где работает ФТС.
Впрочем, тенденцию к централизации управления экспортом ФТС открыто демонстрирует даже на примере ЦЭТ: в конце мая таможня заявила о необходимости создания “единого центра по таможенному администрированию энергетических поставок между Европой и Азией”. Принятие Госдумой поправок к Таможенному кодексу дает возможности ФТС практически для неограниченной дифференциации таможенных пунктов по видам регистрируемого экспорта. Вряд ли уже в ближайшем будущем Белый дом избежит соблазна по крайней мере попробовать превратить возможности в новый механизм нетарифного ограничения экспорта в целом: в свете фактического отказа России вступать в ВТО этот соблазн будет еще больше.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
Грузооборот портов России в марте 2024 года сократился на 3%
Грузооборот морских портов России в марте 2024 года составил 80 млн тонн, что меньше, чем годом ранее на 3% или на 2,4 млн тонн