Продолжаем возрождать судостроение

Важное | Новости | Март 01, 2007, 9:11

Государство определилось с планами реформирования российского судостроения. Как следует из пакета документов, который в ближайшее время должен быть утвержден президентом Владимиром Путиным, все российские верфи с портфелем заказов около $12 млрд, будут объединены в четыре ОАО, подконтрольных государству. С частными совладельцами активов госсобственник пока свои планы не обсуждал. А отраслевых экспертов удивляет, что холдинги будут формироваться из успешных верфей и предприятий в предбанкротном состоянии в нагрузку.

InfraNews: Каким образом проведено начисление на всю отрасль $12 млрд. заказов? Если речь идет о периоде до 2015г., то это мало. Если исходить из сегодняшних контрактов по гражданскому судостроению – российским верфям необходимо  до 2009г. построить 45 судов, на общую сумму не более $1,2 млрд. По военным заказам ситуация более запутанная, но их меньше и они никак не больше $1 млрд. в год. Так что при сохранении динамики, с возможным появлением заказов от ВМФ России и судоремонтом – $12 млрд. маловато. Плохо посчитано. А вот делить на ближайшие 8 лет, на столько компаний, такую сумму будет очень сложно. А так, как делят у нас, может вообще никому не достаться.

В распоряжении “Коммерсанта” оказались проекты указов президента и соответствующих постановлений правительства о реформировании российской судостроительной отрасли. Из них следует, что, в отличие от авиаактивов, собранных недавно в Объединенной авиастроительной корпорации, предприятия судпрома будут объединены в семь основных холдингов. Помимо ФГУ “Крыловский государственный научный центр” (научные разработки), ОАО “Российский инжиниринговый центр судостроения” и ОАО “Инжиниринговый центр судостроения ‘Рубин-Малахит'” (разработка проектов) планируется создать еще четыре структуры, в которые будут объединены основные производственные площадки отрасли с портфелем заказов до 2015 года в $12 млрд. Это ОАО “Западный центр судостроения” (Петербург, 100% акций в госсобственности), ОАО “Дальневосточный судостроительный и судоремонтный центр” (Владивосток, не менее 51% акций в госсобственности), ОАО “Центр судостроения ‘ПО “Северное машиностроительное предприятие”‘” и ОАО “Центр судоремонта ‘Машиностроительное предприятие “Звездочка”‘” (оба в Северодвинске, 100% у государства, подробнее см. справку).

По мнению участников рынка, проще всего будет сформировать северные холдинги, так как в них войдут только госпредприятия. Поэтому в состав этих холдингов планируется передать 100-процентные пакеты акций предприятий, не оставляя за собой “золотую акцию”, как это будет сделано в западном и дальневосточном центрах, где планируется участие частников. Любопытно, что с ними – Объединенной промышленной корпорацией (ОПК, структура Межпромбанка), Концерном среднего и малотоннажного кораблестроения и компанией “Морские и нефтегазовые проекты” (МНП) – эти планы, как говорят в компаниях, пока не обсуждались. “Частным акционерам завода не поступали предложения об участии в холдинге,– заявил Ъ директор по судостроению ОАО МНП Михаил Айвазов, дав понять, что государство могло бы и посоветоваться.– Мне представляется, что ‘Красное Сормово’, как изготовителя компонентов для атомных и дизель-электрических подводных лодок, целесообразнее было бы включить в центр в кооперации с ‘Севмашпредприятием'”.

InfraNews: Мало того, что акционеров не спросили, “Красное Сормово” явно не туда засунули, еще и черноморские заводы забыли – в Севастополе есть собственность у Министерства Обороны, в Новороссийске. Неясность принципа распределения заводов по новым компаниям, бросилась в глаза всем опрошенным “Коммерсантом” отраслевых экспертов.

Формированием Западного центра судостроения, по сведениям Ъ, по поручению президента РФ займется ФГУП “Рособоронэкспорт”. “‘Рособоронэкспорт’ планирует приобрести у Межпромбанка ‘Северную верфь’; для развития этого предприятия мы уже нашли инозаказчика – Алжир, а также планируем подключить завод к постройке фрегатов для Индии, которая ведется на ‘Янтаре'”,– отметил высокопоставленный представитель компании, признав, что “переговоры с владельцем Межпромбанка Сергеем Пугачевым пока зашли в тупик из-за слишком большой цены завода”. Пресс-секретарь ОПК Дмитрий Мороченко заявил “Коммерсанту”, что ОПК “никогда не получала официального предложения о продаже ‘Северной верфи'”.

Создание центра судостроения на Дальнем Востоке вызвано скорее не производственными, а геополитическими соображениями. Ранее первый вице-премьер Сергей Иванов говорил “Коммерсанту”: “Мы хотим всячески развивать Дальневосточный регион в целом. Если там будет развиваться промышленность, значит, туда потечет рабочая сила. Это тоже один из способов немножко укрепить Дальний Восток”. По сути, в Дальневосточный судостроительный и судоремонтный центр будут включены все существующие в регионе заводы, однако в большинстве своем в последнее время они не имели заказов.

Участники рынка говорят, что неприятное удивление вообще вызывает объединение в холдинг ликвидных и неликвидных активов. “Наиболее – примерно на 70% – загружено ‘Севмашпредприятие’,– говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.– Предприятия Западного центра судостроения формально строят много, но финансированием обеспечен только ‘Янтарь’. При этом центр получает в нагрузку Средне-Невский и Кронштадтский заводы, которые находятся в очень тяжелом финансовом положении. Что же касается Дальневосточного центра, то загружен на данный момент только Амурский судостроительный завод”.

Состав основных судостроительных холдингов по данным “Коммерсанта”

ОАО “Западный центр судостроения” (судостроение): 51% ОАО “Прибалтийский судостроительный завод ‘Янтарь'” (Калининград), 20,96% ОАО “Судостроительный завод ‘Северная верфь'” (С.-Петербург), 33,53% ОАО “Завод ‘Красное Сормово'” (Н. Новгород), по 100% минус одна акция преобразованных в ОАО ФГУП “Адмиралтейские верфи” (С.-Петербург), “Средне-Невский судостроительный завод” (С.-Петербург), “Кронштадтский морской завод” (Кронштадт) и “33-й судоремонтный завод МО РФ” (Балтийск).

ОАО “Центр судостроения ‘Производственное объединение “Северное машиностроительное предприятие”‘” (судостроение): по 100% преобразованных в ОАО ФГУП ПО “Северное машиностроительное предприятие” (Северодвинск), ФГУП “Северное ПО ‘Арктика'” (Северодвинск) и ФГУП СКБ по электрохимии с опытным заводом (Москва), а также 25,1% ОАО “Калужский турбинный завод” (Калуга).

ОАО “Центр судоремонта ‘Машиностроительное предприятие “Звездочка”‘” (судоремонт): по 100% преобразованных в ОАО ФГУП МП “Звездочка” (Северодвинск), ФГУП “Судоремонтный завод ‘Нерпа'” (Снежногорск), ФГУП НПО “Винт” (Москва), ФГУП “Северный рейд” (Северодвинск), ФГУП “10-й судоремонтный завод МО РФ” (Полярный), ФГУП “35-й судоремонтный завод МО РФ” (Мурманск), ФГУП “82-й судоремонтный завод МО РФ” (Росляково), ФГУП “Астраханский судоремонтный завод МО РФ” (Астрахань), ФГУП “1-я судоверфь МО РФ” (Сочи) и ФГУП “5-й судоремонтный завод пограничных войск” (Темрюк).

ОАО “Дальневосточный центр судостроения” (судостроение): 20% ОАО “Холдинговая компания ‘Дальзавод'” (Владивосток), 10% ОАО “Николаевский-на-Амуре судостроительный завод (Николаевск-на-Амуре)”, 20% ОАО “Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре)”, 100% минус одна акция ОАО НИИ “Берег” (Владивосток), а также по 100% минус одна акция преобразованных в ОАО ФГУП “Дальневосточный завод ‘Звезда'” (Большой Камень), ФГУП “Хабаровский судостроительный завод” (Хабаровск), ФГУП “30-й судоремонтный завод МО РФ” (Шкотово), ФГУП “92-й судоремонтный завод МО РФ” (Владивосток), ФГУП “178-й судоремонтный завод МО РФ” (Владивосток), ФГУП “179-й судоремонтный завод МО РФ” (Хабаровск) и ФГУП “Северо-Восточный региональный центр (Петропавловск-Камчатский)”.

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости