Странный материал про бананы и JFC
Один из крупнейших мировых производителей бананов Bonanza Fruit, входящая в российскую группу JFC, практически на месяц приостановила поставки из Эквадора (закупает здесь 85% товара). Действия JFC привели к конфликту с местными властями — Bonanza была исключена из проправительственной Ассоциации экспортеров Эквадора (AEBE). В компании уверяют, что на этот шаг их подтолкнул демпинг со стороны эквадорских поставщиков. Игроки рынка уверены, что импортер просто не смог сбыть закупленную в конце года продукцию. Пишет сегодня “Коммерсант”.
В начале января AEBE (участники ассоциации контролируют 60% рынка) распространила заявление о том, что входящая в JFC Bonanza Fruit Co.S.A. исключена из ассоциации за неисполнение контрактных обязательств по закупке бананов. Накануне этого в эквадорской газете El Universo было опубликовано письмо главы Bonanza Дмитрия Мартинеса в адрес министра сельского хозяйства Эквадора Рамона Эспинэлу. В нем говорилось, что компания отказывается от исполнения контрактов по закупке бананов в последние две недели декабря—первые две недели января из-за ввоза эквадорскими компаниями на рынки сбыта JFC нелегальных бананов по демпинговым ценам — ниже на $3 за ящик, чем установленная правительством Эквадора цена ($5,4). В ответ в той же газете министр пригрозил компании штрафными санкциями.
InfraNews Надо только добавить, что JFC не только покупатель эквадорских бананов, но и крупнейший владелец плантаций. Уровень проникновения российского капитала в страну очень велик. И споры эти, пусть и через СМИ – дело не новое. Министры Эквадора, чаще всего, только таким способом могут донести свою позицию до крупнейших эквадорских работодателей, чей менеджмент сидит в основном в Петербурге.
Как пояснил “Ъ” господин Мартинес, в письме говорится про рынки Восточной Европы, Ближневосточного и Средиземноморского регионов. По информации игроков рынка, сейчас компания вывозит из Эквадора вместо практикующихся в это время 300 тыс. коробок бананов около 80 тыс. коробок в неделю. Дмитрий Мартинес заверил, что компания восстанавливает поставки. В Bonanza признают, что пытаются наладить отношения с эквадорским правительством, поскольку найти бананы соответствующего качестве и дешевле, чем в Эквадоре, невозможно.
Холдинг JFC создан в 1994 году. По итогам первого полугодия 2009 года, по собственным оценкам, компания контролировала 36% российского рынка бананов и около 15% всего фруктового рынка. География продаж JFC включает Австрию, Италию, Словению и др. Оборот JFC в 2008 году — более $700 млн.
В 2009 году Bonanza экспортировала из Эквадора примерно 25 млн коробок (третье место по объему экспорта), остальное — из Коста-Рики.
По словам участника рынка перевозок, наиболее вероятной причиной отказа JFC от исполнения обязательств стала ошибка в собственных расчетах — импортер не смог сбыть ввезенную в конце года продукцию.
InfraNews Надо понимать, что JFC в принципе сменила свою логистику. И степень контейнеризации бананов у компании теперь очень высокий. А это в свою очередь меняет работу в портах Эквадора. Насколько сильно – нам не известно. Но очевидно, что Эквадор не самая развитая с контейнерной точки зрения страна.
В самой JFC говорят, что около 70% бананов компания поставляет в Россию. “JFC увеличила объемы закупок, желая занять нишу разорившихся Sorus и Sunway, но реалии рынка их остановили: практически все импортеры увеличили объемы закупок”,— отмечает собеседник “Ъ”.
Директор по маркетингу Akhmed Fruit Мухаммед Мухамедли пояснил, что на российском рынке в 2009 году появилось большое количество новых компаний—импортеров бананов, благодаря тому что в конце 2008 года появились прямые контейнерные линии Эквадор—Россия компаний Maersk Line Shipping и Baltic Shipping.
InfraNews Это даже смешно. Maersk только собирается – и совсем не очевидно, что так и сделает. Про Baltic Shipping – сказать нечего – компания в Большом порту Петербурга не объявлялась, а эквадорские бананы только сюда и идут. Ну а бойцы из Akhmed Fruit один раз попробовав приехать с кэшем в Эквадор и купив подешевле бананы на местном рынке – так и не смогли заработать. Поскольку в итоге банан в России им обошелся дороже, чем если бы они купили его у JFC.
“Ранее перевоз бананов был возможен только при наличии собственного флота или крупных контрактов, которые бы окупили фрахт судна”,— поясняет он. Один из собеседников “Ъ” напоминает, что JFC также недавно потеряла одного из крупных клиентов: с осени 2009 года самостоятельно закупать фрукты стала сеть “Магнит”. Эксперты оценивают объемы рынка бананов в России в $900 млн в год (при цене $18 за коробку и количестве 1 млн ящиков в неделю).
Вчера рейтинговое агентство Standard & Poor`s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг JFC на уровне ССС+, после чего рейтинг был отозван по просьбе компании. На момент отзыва рейтингов прогноз был “негативным”.
InfraNews Когда в конце статьи банан называют “фруктом” – весь пафос улетучивается. Банан – как был травой – так ей и останется. А вот Галицкий повозит сам бананы и может не перестанет. Но на спаде покупать цены и фрахта – это одно, а 20 лет продержаться на волнах стоимости кубического фута тоннажа, постоянно меняющихся стоимостей коробок и переменчивых банановых издержек – это другое. Да и склады с “газацией”, которыми заполнена России, принадлежа крупняку типа JFC. Построить их заново – не просто.
Новости по теме
-
ГК «Новик» в ноябре возобновит регулярный контейнерный сервис по железной дороге из Братиславы в Москву
Еженедельный состав из Словакии будет отправляться на терминал в Черняховске в Калининградской области
-
На УЛКТ организовали площадку для хранения опасных удобрений
До этого на терминале осуществлялась перевалка аммиачной селитры только по прямому варианту
-
SNCF Fret перестанет существовать с нового года – профсоюзы против
Реорганизация SNCF проводится в соответствии с требованием ЕК
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн