Удивительные приключения рыбы на Дальнем востоке
40 процентов рекордного для страны улова красной рыбы придется продать китайцам или сгноить. Пишет “Труд”
В нынешнем году нас ждет рекордный улов лососевых, которого не было с начала прошлого века. Только на Камчатке добыча красной рыбы составит 450 тыс. тонн. На Сахалине деликатес отдают практически даром – по 10 рублей за кило. Однако изобилие это никого не радует. Горбушу, нерку и кету попросту сгноят, поскольку вагонов для вывоза улова не хватает. А гниющие по берегам тонны лосося угрожают Дальнему Востоку настоящим экологическим бедствием.
Дальний Восток уже завален икрой и лососем. Закупочные цены на рыбу упали до 25-30 рублей за килограмм. А на Сахалине, откуда вывозить улов особенно трудно, ее отдают практически даром. К сегодняшнему дню только у причалов и на рейде Владивостока разгрузки ожидают рефрижераторные суда со 100 тыс. тонн лосося на борту. Ежедневно добывается еще по 7-8 тыс. тонн. Местные холодильники забиты под завязку. Но железная дорога изотермические вагоны под вывоз деликатеса подает по планам прошлых лет, когда о подобных рекордах рыбаки и не слыхивали. В итоге российские суда все чаще вынуждены брать курс на Китай и Корею, где их продукцию встречают с распростертыми объятиями и дают настоящую цену.
Глава рыболовного ведомства Андрей Крайний в четверг направил отчаянную телеграмму президенту ОАО “РЖД” Владимиру Якунину с просьбой принять необходимые меры. В ней, в частности, сказано: “С каждым днем положение ухудшается. Прошу вас оказать содействие по предоставлению рефрижераторного подвижного состава и вагонов-термосов для перевозки рыбопродукции”. Ответ пришел мгновенно. Вкратце его суть такова: “У нас-то, железнодорожников, все нормально, делаем, что можем. В сутки загружаем и отправляем в центральные районы страны по шесть рефрижераторных секций грузоподъемностью по 180-200 тонн каждая. Готовы подать 40 дополнительных секций”.
Правда, в РЖД при этом не пояснили, как решить простенькую арифметическую задачку. Шесть ежесуточных рефрижераторных секций, выходит, способны перевезти порядка 1 тысячи тонн рыбы? Даже если к тому улову, что уже буквально распирает владивостокский порт, не прибавлять ни килограмма, отправка добытого лосося займет месяца три. Но рыбопродукция прибывает тысячами тонн ежедневно.
Второй пункт ведомственных разногласий – железнодорожные тарифы. По сведениям руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, они выросли втрое по сравнению даже с июнем. Скажем, отправка одной рефсекции из Владивостока в Москву теперь, по словам Савельева, обходится в 2,6 млн. рублей, а было 800 тысяч. Если цена килограмма горбуши от производителя во Владивостоке составляет 28-30 рублей, то после доставки ее рефсекцией в столицу, по сведениям чиновника, она обходится москвичам на 15 рублей дороже. А торговые и прочие надбавки делают красную рыбу золотой.
У железнодорожников и тут своя правда. По их подсчетам, транспортная составляющая в цене, скажем, горбуши, не превышает 5-7%. Мало того, в связи с рекордной путиной, о которой стало известно еще весной, цены на перевозки рыбы ОАО “РЖД” снизило на 16-38%. Другое дело, что для убыстрения оборота вагонов введены так называемые ускоренные поезда, которые по всему маршруту мчатся на зеленый. Отправка продукции на них действительно дороже. Но таких поездов пока немного.
Итог: на Дальневосточной железной дороге заявляют, что Росрыболовство обвиняет ОАО “РЖД” в срыве поставок рыбы для того, чтобы отвести претензии от себя. Пока длится ведомственная перепалка, по тысячекилометровым дальневосточным берегам бродят ожиревшие чайки. Они практически не в состоянии летать, потому что объелись брошенным и гниющим деликатесом.
В январе средняя цена замороженного разделанного лосося составила 289,38 руб., но уже к марту подскочила до 300 руб. Следующие два весенних месяца, по оценкам Росстата, рост цен был незначительным, зато в июне покупателям приходилось платить за деликатес в среднем 314,26 руб. В июле на московских прилавках замороженный лосось появился с рекордным в этом году ценником – 322,91 руб. за кг.
InfraNews: А что виноватых то искать. На Дальнем Востоке никогда не было нормальной логистики рефрижераторных грузов. Никогда никто не работал нормально с рыбой – ее продавали на сторону. Господин Крайний постарался и создал систему при которой вроде стало выгодно продвать ее здесь и загородить уход рыбы заграницу. Но не старался и не думал как с этой рыбой работать на берегу. А обвинять сегодня РЖД в невывозе – все равно что жаловаться на дождь и снег. Это неповоротливое РЖД. Бало бы удивительно, если бы нашлось изрядное количество рефсекций, да еще и по нормальному тарифу. В следующем году секций будет еще меньше. А задача со складированием, обслуживанием и логистикой замороженной рыбы – так и не будет решена. Наверное потому, что и Крайний и Якунин – совсем не норвежцы – а российские чиновники – и кроме своей шкуры им на все наплевать.
Новости по теме
-
ГК «Новик» в ноябре возобновит регулярный контейнерный сервис по железной дороге из Братиславы в Москву
Еженедельный состав из Словакии будет отправляться на терминал в Черняховске в Калининградской области
-
На УЛКТ организовали площадку для хранения опасных удобрений
До этого на терминале осуществлялась перевалка аммиачной селитры только по прямому варианту
-
SNCF Fret перестанет существовать с нового года – профсоюзы против
Реорганизация SNCF проводится в соответствии с требованием ЕК
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн