Отчет о конференции про уголь
Ограниченная пропускная способность железных дорог и неразвитая портовая инфраструктура мешают российским угледобывающим компаниям быстро осуществить планы по увеличению экспорта.
Тарифы на перевозку слишком высоки, и многолетний недостаток инвестиций ограничивает возможности железнодорожного транспорта, говорят участники угольной отрасли и эксперты в ходе угольного саммита Адама Смита.
Один из примеров – проблемы на новом терминале СУЭКа Ванино на Дальнем Востоке, открытом в декабре, говорит директор Исследовательского института угольного рынка Александр Ковальчук.
“У Ванино большие проблемы, потому что пропускной способности БАМа недостаточно. По оценкам СУЭКа, терминал используется примерно на 50 процентов”, – сказал Ковальчук.
Экспорт становится все более привлекательным для угледобывающих компаний, так как рост экономики в Китае и Индии продолжается, в отличие от России.
По оценкам участников рынка, Россия экспортировала в апреле 7,2 миллиона тонн угля по сравнению с 7,5 миллиона тонн в апреле прошлого года. Добыча угля в стране снизилась в апреле на 13 процентов.
Распадская экспортировала в апреле 35 процентов добытого угля по сравнению с 26 процентами в среднем в первом квартале этого года, сказал в среду заместитель генерального директора Александр Андреев.
“Нам нужно сменить стратегию, постепенно наращивая экспорт”, – сказал он.
ТРАНСПОРТ ДОРОГ
По мнению экспертов, для того, чтобы российские производители угля могли увеличивать свою долю азиатского рынка, необходим рост инвестиций РЖД и снижение тарифов на перевозку угля. Но тарифы только растут.
“Цена угля сильно упала, но транспортная составляющая не снижается, а в июле вырастет на 4-6 процентов”, – сказал представитель компании Евросиб СПБ-Транспортные системы Андрей Баранов.
Железнодорожные тарифы регулируются государством, и правительство думает над тем, чтобы повысить их не так сильно, как намечалось ранее, чтобы поддержать экономику во время спада.
По словам Андреева, доля транспортных расходов в цене российского угля на условиях FOB выросла до 30-35 процентов с 9-16 процентов в прошлом году. Также необходимо расширение железнодорожной сети, которого не стоит ждать в ближайшее время из-за его высокой себестоимости.
По словам директора аналитической компании InfraNews Алексея Безбородова, себестоимость одного километра пути в России составляет $1,5 миллиона по сравнению со среднемировым значением в $600.000-800.000.
ПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Для роста экспорта угля необходимо также увеличение пропускной способности и модернизация в портах, считает представитель Центрального научно-исследовательского института морского флота Тамара Новикова.
Устаревшие технологии не дают наращивать объемы перевозки и опасны для вагонов, особенно зимой, когда уголь замерзает, сетует Новикова.
“Лишь у немногих портов есть оборудование для размораживания грузов, которое повышает пропускную способность”, – сказала она.
Другие эксперты отмечают, что российские порты – одни из самых дорогих в мире: перевалка грузов в российских портах добавляет $10 к себестоимости тонны груза, а в среднем в мире – $2-3.
“В портах Австралии и Китая используются автоматизация и спутники, а здесь все делают люди”, – объяснил Безбородов из InfraNews.
Reuter
Новости по теме
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU
Свежие новости
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров