Непредсказуемый Минтранс Украины

Важное | Новости | Февраль 27, 2007, 14:42

Украинским портам необходимы срочная модернизация и огромные частные капиталовложения. Но инвестиции не придут, пока Минтранс не прекратит кадровую чехарду и тарифные метания

На прошлой неделе министр транспорта и связи Николай Рудьковский уволил начальника Одесского морского торгового порта (ОМТП). Согласно официальной формулировке, Николай Павлюк был отстранен от должности за невыполнение условий контракта. Согласно проверке финансовых результатов порта, проведенных внутренним ревизионным управлением Минтранса, в прошлом году предприятие недополучило 103 млн гривен. Однако на официальном сайте министерства сообщается, что в прошлом году Одесский морской торговый порт перевыполнил все плановые финансовые показатели, в том числе и по уровню доходов. Решение министра портовики называют незаконным и необоснованным. “Это попытка захватить предприятие и передать его в другие руки”, — заявила глава пресс-службы ОМТП Елена Гиряева.

Начальник Одесского порта уже не первый руководитель, которого Рудьковский лишил занимаемой должности. За последние шесть месяцев были уволены начальники Ильичевского, Херсонского, Южного, Николаевского и Ялтинского портов. И каждый раз это происходило по результатам внутренних проверок министерства. Портовое хозяйство — единственная сфера на транспорте, где контроль министерства является почти неограниченным. К примеру, рычагов воздействия на компанию “УкрзалЫзниця” у ведомства гораздо меньше. Возможно, поэтому порты больше всего страдают от чрезмерного администрирования. Так, уже через три дня после обнародования результатов проверки исполняющим обязанности начальника Одесского порта был назначен Владимир Быков, которого год назад вынудили уйти с должности начальника Ильичевского порта. Тогда тоже проходили министерские проверки, а предъявленные ему обвинения имели ту же формулировку, что и нынешние, только теперь уже в отношении бывшего начальника Одесского порта.

Тарифная неразбериха

Кадровые перестановки в портах — не единственный пример хаотичной политики Минтранса. Так, с 1 ноября прошлого года своим приказом министр на 30% поднял тарифы на перевалку грузов в портах (не путать с грузовым сбором. — “Эксперт”). Хотя в течение двух предыдущих лет аккордные ставки не менялись. За это время себестоимость портовых услуг выросла на 40%. Резко подорожали электроэнергия, горюче-смазочные материалы, запчасти, выросла зарплата рабочих. Переработка некоторых видов грузов, в частности угля, стала для украинских портов даже убыточной. Новые тарифы были призваны поспособствовать увеличению их доходов на 30 млн гривен в год. Но уже 18 февраля нынешнего года вышел новый приказ министра, отменяющий повышение тарифов. При этом никаких обоснований отмены собственного решения он не предоставил.

Портам необходима модернизация основных фондов, в частности, инвестиции в строительство новых причалов, углубление подходных путей, обновление перегрузочного оборудования. Спрос на качественные портовые услуги со стороны потребителей огромный. Так, металлургические компании хотели бы импортировать уголь и руду, которые доставляются в Украину морским транспортом. Это решило бы проблему дефицита и позволило бы снизить цену сырья на внутреннем рынке. Однако ни один из отечественных портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда, способные перевозить такие грузы. Приходится использовать обходные, более дорогие пути доставки. К примеру, корпорация “Индустриальный Союз Донбасса” выгружает бразильскую руду в румынском порту Констанца, после чего в Украину это сырье попадает по железной дороге. Отечественные компании уходят из местных портов, в результате грузопотоки переориентируются на другие морские терминалы, к примеру, Новороссийский порт и ту же Констанцу.

Для структурных изменений в отрасли нужны огромные капиталовложения в несколько миллиардов долларов. Так, в порт Констанца за несколько последних лет инвестировали почти полтора миллиарда долларов, тогда как во все девятнадцать украинских портов за пятнадцать лет вложили не больше ста миллионов. Строительство одного контейнерного терминала в Ильичевском порту обойдется в 500 млн долларов. Реализация именно этого, крупнейшего в отрасли проекта, имела и больше всего проблем. Его осуществляет российская “Национальная контейнерная компания”, которую обвиняли в незаконности строительства нового терминала на территории государственного порта, а также присвоении портового имущества. Компания пережила (не без судебных разбирательств) уже двух министров — Евгения Червоненко и Виктора Бондаря. Теперь уже министр Николай Рудьковский заявил, что снова подает судебный иск по факту незаконной деятельности инвесторов.

Займитесь делом

Крупный капитал не идет в порты из-за того, что отсутствует соответствующая законодательная база. Когда принимался Земельный кодекс, в нем не были прописаны условия пользования земле-водным фондом, где расположены гидротехнические сооружения и причалы. Из-за подобных пробелов в законе Одесский порт не может начать строительство контейнерного терминала, поскольку получить разрешение на это невозможно. “Какой инвестор станет вкладывать большие деньги, если его инвестиции не будут гарантированы правами собственности?” — говорит заведующий сектором морской акватории Севастопольской городской государственной администрации Владимир Троицкий.

В начале этого года первое чтение прошел законопроект “О морских портах Украины”. Его разработчиком выступило не Министерство транспорта, как того следовало ожидать, а народные депутаты. Этот документ призван урегулировать и узаконить взаимоотношения между государственным и частным капиталом в отрасли. В нем будут четко определены объекты, не подлежащие приватизации, скажем, причалы, земельный участок, а также сферы, где может работать инвестор — перегрузочные терминалы. Однако в этом законе есть много недоработок. К примеру, там прописаны механизмы работы уже существующих государственных портов, но не указано, может ли инвестор построить новый частный порт, и как при этом будет решен вопрос собственности приграничных территорий государства.

Тем временем в ключевых портах черноморского бассейна — российских, румынских, турецких, болгарских — их коммерциализация давно завершена. По своим финансовым показателям и грузопотокам они уже опередили крупные украинские порты. Время, когда прибыль приносило лишь удобное географическое положение, прошло. Портам нужны адекватные управленцы и понятные законы. Однако пока профильные чиновники заняты совсем другими проблемами.

 

Эксперт-Украина

 

Новости по теме


  • Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки

    На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями

    24 апреля, 2024, 16:20
  • Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря

    Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря

    8 декабря, 2023, 12:42
  • Хотели как Maersk. Получилось как всегда

    C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.

    23 ноября, 2023, 09:21

Свежие новости


  • «Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов

    «Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная

    26 апреля, 2024, 15:32
  • Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU

    Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет

    26 апреля, 2024, 14:25
  • Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах

    Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)

    25 апреля, 2024, 15:32
  • «Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»

    Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару

    25 апреля, 2024, 13:43
  • В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов

    Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе

    25 апреля, 2024, 11:43