Тенденция однако

Важное | Новости | Декабрь 09, 2008, 6:38

Железнодорожные перевозки в ноябре впервые с начала кризиса показали устойчивое снижение. Больше всего, как и ожидалось, упали перевозки металлургического сырья и продукции и строительных грузов. Эксперты предполагают, что темпы роста перевозок могут восстановить динамику только во втором-третьем кварталах следующего года. Коммерсант подводит итоги железнодорожных перевозок.

Как рассказали вчера “Ъ” в ОАО “Российские железные дороги” (РЖД), госмонополия подвела официальные итоги железнодорожных перевозок в ноябре. Как уже заявлял вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов, в целом объем перевозок грузов за ноябрь упал на 20,1%. В результате железнодорожные перевозки показали снижение и по всем 11 месяцам этого года (-0,8%). При этом грузооборот падал вдвое медленнее, чем объемы, в ноябре он сократился только на 11,5%, а по 11 месяцам до сих пор показывает положительную динамику (+3,3%).

Infranews: Падение перевозок в большей степени коснулось поставок на небольшие расстояния,  а экспортные поставки грузоотправители старались не снижать. В среднем падение перевозок в порты в ноябре, по данным Infranews, снизилось не больше чем на 2-3%.

В отдельных категориях основных грузов рост в ноябре сохранился только при перевозке каменного угля (+1,2% к ноябрю 2007 года), констатировали в ОАО РЖД. Почти не упали перевозки нефти и нефтепродуктов (по данным госмонополии, снизились на 0,7%). Значимо выросли (на 16,7%), по данным агентства “Интерфакс”, которые “Ъ” подтвердил источник в профильном ведомстве, только перевозки мяса.

В угольных компаниях отсутствие спада объясняют тем, что рост объема перевозок энергетического угля компенсировал падение коксующегося. Представитель ОАО “Распадская” отметил, что РЖД в статистике не разделяют уголь на коксующийся и энергетический, поскольку известно, что объемы реализации коксующегося угля в ноябре упали по сравнению со средними объемами по третьему кварталу более чем на 70-75%. В СУЭКе подтвердили “Ъ”, что в ноябре поставки угля осуществлялись в прежних объемах. Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов, по мнению директора по развитию агентства Argus Михаила Перфилова, в ноябре не сократились, поскольку, в отличие от производства стройматериалов и металлургии, производство топлива в России пока не так сильно уменьшилось. “Сокращение спроса на внутреннем рынке отчасти компенсируется ростом экспорта нефтепродуктов, который субсидируется низкой вывозной пошлиной”,— говорит господин Перфилов. Неожиданный рост перевозок мяса (остальные основные пищевые грузы находятся в общем тренде снижения на 20-30%) руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин объясняет тем, что переработчики под новогодние праздники увеличивают объем закупок. В декабре, по мнению господина Юшина, объем перевозок снизится. Кроме того, господин Юшин указывает, что за десять месяцев этого года существенно вырос импорт: говядины — на 20%, а свинины — на 30%.

Быстрее общего объема перевозок падали перевозки цемента (-32,6%) и других строительных грузов (-23,4%). Вице-президент AG Capital Владимир Гузь не удивлен темпами снижения в этих категориях и считает, что в следующем году эта тенденция сохранится. “Эти цифры отражают текущую ситуацию на рынке, связанную с уменьшением объемов строительства из-за кризиса. В следующем году весь цементный рынок просядет примерно на 30%”,— добавляет господин Гузь.

Самое резкое падение произошло в металлургическом секторе, причем перевозки сырья падали быстрее, чем готовой продукции. Объем погрузки металлолома снизился на 74,4%, вдвое (-50,4%) упали перевозки железной руды. Перевозки металлургической продукции также падали, но медленнее: перевозки черных металлов упали на 38,7%, цветных — на 11%, металлоконструкций — на 16,7%, метизов — на 18%. Резкое падение перевозок руды и коксующегося угля объясняется затовариванием сырьевых складов металлургических комбинатов. В опубликованном вчера отчете ВТБ говорится, что мощности российских предприятий сейчас загружены на 50%, а накопленных ими запасов сырья хватит на два-три месяца работы в нынешних условиях. Таким образом, возобновления спроса и роста объемов перевозок лома и руды можно ждать не раньше чем в феврале-марте.

Infranews: Возврата к положительной динамике объемов перевозок всех грузов в следующем году стоит ждать не раньше третьего квартала. По оценкам InfraNews, в первые два квартала снижение перевозок по отношению к 2008 году может составить порядка 30%. Ранее источники, близкие к ОАО РЖД, говорили, что госмонополия ожидает общего снижения в 2009 году на 19%.

Новости по теме


  • Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки

    На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями

    24 апреля, 2024, 16:20
  • Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря

    Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря

    8 декабря, 2023, 12:42
  • Хотели как Maersk. Получилось как всегда

    C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.

    23 ноября, 2023, 09:21

Свежие новости