Дороги Ленинградской области
Из-за плачевного состояния областных трасс перевозчики несут убытки. Перепечатываем материал из Коммерсанта-Санкт-Петербург без сокращений.
В этом году по Ленинградской области прокатилась волна акций протеста, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог. Жители ЛО пишут гневные письма в правительство РФ и президенту, жалуясь на то, что из-за бездорожья они отрезаны от остального мира, а предпринимателям, чей бизнес связан с грузоперевозками, приходится раскошеливаться на ремонт и строительство дорог. В этом году Законодательное собрание ЛО направило обращение к президенту и правительству РФ с просьбой предусмотреть дополнительное финансирование дорожной отрасли из федерального бюджета. Областное правительство обвиняет в плохом состоянии дорог грузоперевозчиков, считая, что они должны вкладываться в ремонт и строительство трасс.
Отрезанные от цивилизации
Сочетание теплых зим, из-за которых дороги изнашиваются вдвое быстрее, с систематическим недофинансированием (в среднем, по оценкам специалистов, оно составляет 70%), когда вместо проведения полноценного ремонта областные чиновники лишь латают дыры на проезжей части, привело к тому, что по некоторым трассам Ленобласти сегодня можно ездить только на вездеходе. По данным областных депутатов, 85% дорог в ЛО находятся в неудовлетворительном состоянии.
Больше всего от бездорожья страдают рядовые жители. Некоторые населенные пункты сегодня фактически отрезаны от цивилизации, так как добраться к ним на авто почти невозможно. Так, по словам заместителя главы администрации Дубровского городского поселения (Всеволожский район) Евгения Агеева, когда для доставки участников какого-либо мероприятия в поселок Невская Дубровка приходится заказывать автобус, перевозчики часто отказываются ехать. Причина — разбитая дорога на Невскую Дубровку. Ее состояние ухудшается ежедневно, так как по ней курсируют грузовики, которые возят песок из карьера в Мяглово. Этой весной сразу в нескольких населенных пунктах Всеволожского района прошли акции протеста под лозунгом “Власть, где дороги? Я плачу налоги!”.
Митинги с аналогичными речевками состоялись и в Светогорске, жители которого уже направили жалобы на состояние дороги от их города до Выборга президенту и правительству РФ. Они пишут, что эта трасса “дорогой не является, а превратилась в 45-километровую яму”, а им самим “скоро будет проще ездить домой через Финляндию”, так как добраться до города на автобусе или машине невозможно. Эту трассу построили к Олимпиаде-1980 и с тех пор ни разу не ремонтировали (ямочный ремонт, следы которого исчезают через несколько недель после приемки работ, не в счет). Когда в октябре 2001 года открылся таможенный пропускной пункт Светогорск-Иматра, через который хлынули транзитные российско-финские грузопотоки, нагрузка на дорогу увеличилась в разы, а финансирование осталось прежним. С начала 2008 года погранпереход перешел на круглосуточный режим работы, и число грузовиков, курсирующих в этом направлении, выросло. “Это не автодорога, а вибростенд!” — говорят про трассу светогорцы.
Не лучше ситуация в Кингисеппском районе, куда из Петербурга фактически один путь — через “убитое” Таллинское шоссе (федеральная трасса М11, переходящая в международную Е20 “Нарва”). Это тоже так называемая “олимпийская” трасса 1980 года “рождения”. Она прокладывалась по старым советским технологиям, которые не были рассчитаны на нынешнюю грузоподъемность машин, а также на то, что М11 станет основной дорогой в строящийся порт Усть-Луга.
О состоянии Таллинского шоссе говорят отзывы на форумах автомобилистов: “Мы после последней поездки на дачу, попрыгав по ямам, уже отремонтировали машину за 35 тыс. рублей. До Тихвина еще можно ехать со скоростью 80 км/ч,а вот после 20 км/ч — это счастье. Но самое смешное, что на трассе стоят знаки, ограничивающие скорость”. “Вчера ездил по делам в Кингисеппский район. Мазохизм чистой воды. Асфальт смыло напрочь. Из трех путей, ведущих так или иначе из Петербурга в Ивангород, два отпадают: Таллинское шоссе и Гатчина — Ополье”. “Проехав по Таллинскому шоссе, зауважал вятские дороги — раньше считал их самыми страшными в стране”.
Тяжелее всех, пожалуй, приходится жителям поселка Вистино, который областные власти в последнее время стали активно продвигать как новый перспективный порт (он входит в портовый комплекс вместе с соседней Усть-Лугой). В Вистино реализуется несколько крупных терминальных проектов. Дороги же здесь остались прежними, то есть преимущественно грунтовыми. В феврале этого года вистинцы устроили митинг, где высказались против строительства порта. Они регулярно шлют письма в ОАО “Компания ‘Усть-Луга'”, правительства и парламенты ЛО и РФ, президенту, но ситуация существенно не меняется. “С декабря 2007 года из-за аварийного состояния участка дороги (1 Мая — СПб, участок Вистино — Косколово) изменено движение рейсового автобуса для жителей МО ‘Вистинское сельское поселение’. В результате этого 9 деревень (около 500 человек) остались без транспортного обслуживания. Скорая помощь отказывается ехать к больным. Есть опасность, что в ближайшее время проезд рейсового автобуса будет невозможен и по объездной дороге через Нежново. Тогда жители всех деревень будут отрезаны от районного центра”, — пишут в своих обращениях вистинцы. Областные чиновники утверждают, что в январе этого года выделяли деньги на приведение местных дорог в порядок. Однако следов ремонта не заметно.
“Ремонт Таллинского шоссе запланирован только на 2011 год. К этому моменту ездить по трассе будет вообще невозможно. То же самое касается и многих других дорог. В Вистино, например, перевозчики уже отказываются доставлять продукты, так как ремонт машин им обходится дороже, чем оплата доставки”, — рассказал Андрей Клягин, руководитель одной из инициативных групп жителей Кингисеппского и Ломоносовского районов. Группа собрала уже несколько десятков тысяч подписей под обращением к федеральным властям с просьбой разобраться с дорожной проблемой.
Кто виноват?
Вину за бедственное состояние дорог принято возлагать на компании, чей бизнес связан с грузоперевозками: это предприятия, которые строят терминалы в областных портах, транспортируют автомобили, строительные материалы и т.д. На одном из совещаний в феврале этого года губернатор ЛО Валерий Сердюков заявил, что грузоперевозчики должны ездить только по технологическим трассам, а не по дорогам общего пользования. Кроме того, он дал поручение своим подчиненным разработать механизм привлечения таких предприятий к финансированию строительства и ремонта дорог, так как именно они разбивают дорожное покрытие. В том же духе высказался в апреле этого года министр транспорта Игорь Левитин, выступая перед членами правительства РФ. Он, в частности, предложил ввести плату за проезд по федеральным автотрассам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. А вырученные средства (по предварительным расчетам, в масштабах РФ они могут составить свыше 60 млрд рублей в год) направить на развитие дорожной инфраструктуры.
“Это в корне неверная мера, — оценил “12-тонную” инициативу Юрий Федоров, гендиректор транспортного предприятия “Скиф”. — Мы и так платим двойную дань за пользование дорогами: акцизы на дизельное топливо и транспортный налог. Дополнительные расходы крайне плачевно отразится на рынке автоперевозок”.
“Мы бы с удовольствием ездили по технологическим дорогам, если бы они в Ленобласти были. Областные власти, с одной стороны, гордятся увеличением инвестиций в регион, строительством портов в Усть-Луге, Вистино, Приморске, развитием промзоны Кирпичный завод во Всеволожском районе, но при этом обвиняют инвесторов в том, что они разбивают дороги”, — недоумевает представитель одной из крупнейших областных портовых компаний, не пожелавший называть себя.
Бизнесмены утверждают, что несут убытки из-за бездорожья. Правда, отмечает Денис Шубин, президент “Автоклуба 24”, подсчитать такие убытки сложно — для этого нужно проводить специальные испытания. “Косвенные потери можно оценить, посчитав, насколько больше бензина тратит автомобиль, когда с трудом передвигается по разбитым дорогам и стоит в пробках, сколько стеклоочистителя приходится расходовать, как часто нужно менять дворники, разбитые подвески и т.д. В масштабах крупной компании эти затраты выглядят весьма значительно”, — говорит господин Шубин.
С ним согласен и Юрий Федоров: “На Таллиннском шоссе ситуация крайне плачевная, особенно удручающе выглядит участок от Бегунцов до Ивангорода. Там на дороге ямы такие, что колесо в них проваливается полностью. Понятно, что подвеска сразу выходит из строя. Скорость доставки грузов снижается. Мы возим таможенные грузы с очень ограниченным сроком доставки, и за срыв сроков — штраф 10 тыс. рублей”.
Как утверждает начальник петербургского представительства Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП) Вальтер Вельсман, “Дорога Жизни даже во время войны была лучше, чем сейчас”. Он рассказал, что на ямах и ухабах трассы на Светогорск регулярно переворачиваются автотрейлеры, которые везут машины из Финляндии. В каждом таком трейлере — как минимум шесть авто, которые бьются при падении. “Конечно, все машины застрахованы. Но в данном случае не так важно, кто несет убытки. Важно, что их причина — только в неудовлетворительном состоянии дорог”, — говорит господин Вельсман.
“Неудовлетворительное состояние дорог приводит к большому количеству повреждений автомобилей во время перевозки: как мелких (сколы, трещины), так и более серьезных. Дилер, получая поврежденный автомобиль, напрямую предъявляет претензии автоперевозчику, который должен покрыть расходы по ремонту автомобиля. Ведь покупатель должен получить свою машину в идеальном виде”, — добавляет Екатерина Кулиненко, пиар-менеджер Ford Russia.
В страховой компании “Русский мир” пояснили, что компенсации повреждений перевозимой автотехники, связанные с плохим состоянием дорог, составляют примерно 40% от всех выплат по данному виду страхования.
От состояния дорог напрямую зависит бизнес ряда компаний ЛО. Например, в поселке Вистино в перспективе будут открыты терминал накатных грузов (проект группы “РТЛ”), нефтеналивной терминал (“Северо-Западный альянс”), перегрузочный комплекс по обработке генеральных грузов (Asia Invest Ltd.) и т.д. Для всех очень важно наличие автодорожного сообщения. По словам самих инвесторов этих проектов, они рассчитывают, что строительство дороги в Вистино будет включено в перспективный план Минтранса. Как сообщили в РТЛ, сейчас планируется создание новой трассы из Усть-Луги в Новгород, минуя Петербург. Инвесторы готовы обсуждать с областными и федеральными властями возможность строительства отдельных участков дорог в рамках частно-государственного партнерства. Некоторые предприятия (например, ОАО “Компания ‘Усть-Луга'”) вынуждены были взяться за ремонт дорог, состояние которых стало угрожать развитию их бизнеса.
В прошлом году областные чиновники заявляли о намерении реконструкции отрезка дороги в промзону “Кирпичный завод” с участием базирующихся там компаний (в частности, Ford и Nokian Tyres). Однако договориться с ними пока не удалось.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну