Река с надеждой
В 2007 году, по данным Министерства транспорта РФ, по рекам и каналам России было перевезено 152,4 млн.т. грузов, что на 9,5% больше, чем в прошлом году. Основной прирост объемов перевезенных грузов пришелся на стройматериалы, потребление которых стимулируется строительным бумом. В то же время традиционные лидеры — нефтеперевозчики — сокращают обороты. Одновременно государство резко увеличивает объемы финансирования реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, что позволяет прогнозировать серьезный рост речного грузооборота.
В конце прошлой недели Минтранс опубликовал данные об объемах грузоперевозки по рекам и каналам. Несмотря на повышение показателя роста количества перевезенных грузов, показатель грузооборота сократился на 3,5%, до 83,7 млрд тоннокилометров. Наиболее существенным оказалось резкое сокращение экспортных перевозок, которые в 2007 году упали на 5,8%, до 21,2 млн.т. Львиную долю внутренних перевозок сейчас составляют сухие грузы, в первую очередь цемент, металл, лесные и строительные грузы. Именно они обеспечили практически весь прирост объемов перевезенных грузов, увеличившись в 2007 году на 12,5%. В целом же внутренние перевозки выросли за год на 12,4%. Нефть, составлявшая еще недавно значительную долю как в структуре перевозок в целом, так и в экспорте, показывает серьезный спад — минус 29,9% по итогам года.
Наиболее показателен в структуре перевозок грузов рост объемов цемента (+144%). Крупнейшим российским речным портом остается отошедшее несколько лет назад к строительной группе ЛСР ОАО «Ленинградский речной порт». Порт увеличил свои обороты в 2007 году на 23,2%, до 16,5 млн.т.. Всего российские речные порты переработали в прошлом году 225,5 т, увеличив свои показатели на 17,6%. Из них на экспорт пришлось лишь 17,5 млн.т., а импорт составил всего 1,4 млн.т..
Главной проблемой речных перевозчиков остается плачевное состояние основных водных магистралей. Несмотря на значительные государственные инвестиции, по состоянию на 1 января 2008 года 60,8% водных вооружений имело ограниченно работоспособное техническое состояние с пониженным уровнем безопасности. В предаварийном состоянии пребывало 14,2% сооружений. Причиной износа оборудования остается исключительно длительный срок эксплуатации объектов без должного обслуживания — от 40 до 100 лет.
Серьезные инвестиции в эти сооружения, остающиеся исключительно в государственной собственности, начались лишь в 2003 году (24 млн руб.), а к прошлому году этот объем составил уже 189,4 млн руб. В ближайшем будущем российские речные порты ожидает реформирование по принципу, уже прижившемуся в структуре морских портов. Для осуществления коммерческих задач и работы на конкурентных рынках будет создано специальное ФГУП по примеру ФГУП « Росморпорт», а решением государственных задач и освоением средств бюджета останутся управлять бассейновые управления.
Судоходные компании рассчитывают на госинвестиции в поддержание внутренних водных путей. Так, в 2008 году на их текущий ремонт отводится 243 млн руб., а на капитальное восстановление гидротехнических объектов — рекордные 838,1 млн руб. Всего на развитие объектов инфраструктуры государство потратит в 2008 году 4,2 млрд руб., что на 60% больше уровня прошлого года.
РБКdaily
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару