“Коммерсант” вскрыл аферу топ-менеджеров РЖД

Железная дорога | Логистика | Новости | Сентябрь 01, 2012, 21:11

Все чаще приходится слышать, что у кризиса есть положительная сторона: на рынке останутся только самые сильные и благонадежные игроки. Кореспондент “Коммерсанта” Алексей Екимовский, в коллонке посвященной этой проблеме, предположил, что возможно, кризис положит конец и некоторым не слишком прозрачным схемам. Например, резко ухудшившаяся конъюнктура на рынке зерна заставила трейдеров и экспедиторов выступить единым фронтом против одной компании, которая, по их мнению, стала фактическим монополистом по его перевозкам.

InfraNews: Правда пошли они не в суд, а к барину.

По словам участников рынка, с августа — начала пикового сезона — Центр фирменного транспортного облуживания ОАО РЖД (ЦФТО) перестал согласовывать отгрузку зерна на экспорт в вагонах самой монополии. Планы перевозок возвращались с пометкой, что заявку можно выполнить только в собственных или арендованных вагонах. Разница в цене — больше 60%. Однако мне показывали копии телеграмм с региональных дорог, в которых сотрудники ОАО РЖД били тревогу по поводу простаивающего инвентарного парка. По словам грузоотправителей, попасть в парк ОАО РЖД можно было якобы только через экспедитора “ЛП-Транс”. Но его вознаграждение (на жаргоне экспедиторов “нахлобучка”) составляло $20-40 за тонну, по сути, нивелируя разницу в стоимости парка ОАО РЖД и частного.

InfraNews: При том, что частного практически не заметно. РЖД в этом секторе – реальный монополист.

В “ЛП-Трансе” все обвинения отвергают. “Наша ставка составляет менее $10 за тонну”,— заверяет первый замгендиректора компании Олег Рогачев, отмечая, что “почему-то во время высоких цен на зерно никто не возмущался”. Действительно, в условиях высокого рынка грузоотправители, давно привыкшие к тому, что “бесплатных вагонов не бывает”, соглашались платить. Но в последние два месяца, говорят они, “нахлобучка” удвоилась, а задержки в согласовании перевозок стали “значительными”. “Один экспедитор не может управлять всеми перевозками по всей стране”,— поясняет один из конкурентов “ЛП-Транса”. По словам одного из зернотрейдеров, “ситуация рано или поздно должна была выплыть, кризис просто не позволяет так сильно переплачивать”.

InfraNews: В какой-то момент – в середине октября – рентабельность экспорта и стоимость надбавки квази-экспедитора встретились и разошлись. Рентабельность пошла вниз, а надбавка продолжила рост. Кстати по слухам платить её можно было как внутри России, так и на офф-шоры. Мало того, люди с небольшим штатом, статусом банальной “прокладки” , не стесняются открываться и бравировать своими “связями”.

В ОАО РЖД утверждают, что прекратить использование инвентарного парка для экспортно-импортных перевозок зерна было решено после одного из совещаний у вице-премьера Виктора Зубкова, который потребовал обеспечить бесперебойные перевозки зерна в России. “Но сейчас мы даем вагоны всем желающим”,— заверили в монополии. По данным одного из участников рынка, это произошло также после совещания у Виктора Зубкова, прошедшего 6 ноября с участием президента ОАО РЖД Владимира Якунина, главы Минтранса Игоря Левитина и возмущенных представителей зерновой отрасли. По данным собеседника “Коммерсанта”, уже в понедельник ОАО РЖД начало согласовывать все заявки.

Возможно, кризис ликвидировал схему, очень напоминавшую те, что применялись в отрасли еще недавно. Как признает Владимир Якунин, многие частные операторы и экспедиторы активно укрепляли свои позиции за счет административного ресурса руководства МПС.

InfraNews: Требование обеспечить внутренние перевозки – совсем не означает требования остановить экспортные перевозки. РЖД тут как всегда передергивает. Интересно, почему с этими схемами Якунин борется только после нагоняя в правительстве? Наша давняя идея, что причина этого в полном непонимании президентом РЖД сути происходящего и абсолютно опереточном характере его функций – находит очередное подтверждение.

Однако “ЛП-Транс” сохранит существенные привилегии. Именно эта компания должна стать единственным частным партнером ОАО РЖД по созданию оператора на рынке перевозок зерна. Во мнении по поводу того, кто стоит за “ЛП-Трансом”, его конкуренты и клиенты расходятся, называя фамилию топ-менеджера ОАО РЖД, вице-премьера и крупного нефтетрейдера. Единственное, что можно проследить официально, — один из бывших учредителей компании был в одном из транспортных проектов партнером крупнейшего акционера банка “Россия” Юрия Ковальчука и самого банка.

InfraNews: Самое интересное, что система РЖД, продемонстрировавшая в очередной раз свою неэффективность, негибкость и нежелание реформироваться – так и останется в прежнем виде. Марионетка сверху и продавцы “нахлобучек” в ранге “вице-президентов”. Раскрытая “Коммерсантом” схема снова подтверждает тезис,  о том, что все реформы РЖД – это пустая формальность, ширма, за которой эти люди (которые продолжают “нахлобучивать” даже когда страна попала в тяжелую ситуацию) просто делают свой бизнес. На государственной собственности

А самое важное, что никто не придет к ним с проверкой, не нашлет налоговую, не спросит о сверхдохододах и мало того вместо наказания, дадут денег на компенсацию потерь от снижения перевозок – которое они сами организовали!

 InfraNews

Новости по теме


Свежие новости