Объединить по-СРОчному

В июне Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава распространил пресс-релиз, где указывалось, что основная цель деятельности этого объединения – разработка концепции саморегулирования операторской деятельности.  В свою очередь, ОАО «ПГК» обратилось в Государственную Думу с предложением о внесении изменений в закон «О железнодорожном транспорте»  касательно создания единого операторского СРО.

Эти действия Совета участников рынка и его членов поразительно синхронизированы с действиями Правительства. Напомним, что итогом знаменательного совещания во главе с Д.А.Медведевым, прошедшего 5 августа 2012 года в г.Омске, было не только признание целесообразным установление тарифов на услуги железнодорожного транспорта на период не менее 5 лет и индексация тарифов в 2013 году на 7%, но и еще кое-что интересное.  Минтрансу и Минэкономразвития совместно с заинтересованными организациями было поручено к 15 сентября этого года представить в Правительство предложения по внесению изменений в законодательство в части введения обязательного членства операторов железнодорожного подвижного состава в единой саморегулируемой организации.

Получается, у Совета участников рынка есть свои люди в правительстве, которые ведут с ними игру с одной целью – переформатирование рынка. Зачем покупать кого-то из операторов, брать чьи-то вагоны в аренду? Создали единое СРО, и все с тобой считаются. Ладно, если бы СРО создавало государство или какие-то независимые институты, но мы имеем дело с уже созданной несколькими крупными операторами организацией. Наивно будет предполагать, что они возьмут к себе все имеющихся на рынке 500 операторов.

Исторически в России СРО вводилось в тех сферах, где существовал разрешительный доступ на рынок. Но тут иная ситуация – СРО создается в сфере, открытой для входа всех желающих. Т.е. эту организацию используют как инструмент количественного ограничения участников, хотя это противоречит концепции СРО. В итоге выходит обычный картельный сговор, аналогичный сговору 11-ти операторов в Кузбассе по перевозке угля.

Совет участников рынка, лоббируя идею единого СРО, допускает ряд стратегических просчетов. Первое – после создания  СРО, охватившего весь операторской рынок, ему придется взять на себя всю полноту ответственности за обеспеченность вагонами грузоотправителей, за цены в этой сфере, за аварийность подвижного состава, которая будет расти, за управляемость передвижения вагонов. Именно этого захочет от СРО государство. А люди, жаждущие создания единого СРО, хотят только сливки снимать и про ответственность не думают. Сейчас крайнего не найти, операторов много, их тяжело организовать. Но создадут СРО, и сразу начнется наделение операторов обязанностями (благо, все в СРО и никто не уйдет). Тогда операторы начнут и уголь для котельных по дешевке перевозить, и МЧС с Минобороны вагоны отдавать будут с отсрочкой оплаты на год. А затем и часть вагонов в аренду РЖД передадут по ставкам, установленным Правительством с подачи того же РЖД. Осознав это, операторы побегут от своего статуса, который кроме головной боли им ничего давать не будет, и превратятся в простых владельцев подвижного состава без всяких обязательств перед обществом.

Второе – крупные операторы, лоббирующие создание единого СРО, не понимают, что руководящие посты в СРО будет очень сложно удержать: охотников на такие должности найдется много. А потеряв управление в СРО и став обычным его членом, ты приходишь к тому с чего начинал, и кто-то другой будет пользоваться твоими достижениями (потенциал конфликтов между крупными операторами просто огромен).

Выходит, что для того, чтобы единое СРО операторов не переросло в общее разочарование, нужно вообще отказаться от этой идеи. Такого мнения сейчас придерживаются и сами независимые операторы.

 

Новости по теме


Свежие новости