УВЗ взялся за старое

НПК “Уралвагонзавод” лоббирует запуск масштабной программы утилизации вагонов по аналогии с автомобилями, сообщает “Коммерсантъ”. Когда параметры программы будут сформированы, их направят на утверждение в профильные министерства — Минпромторг и Минтранс. Разработчики надеются внести программу в федеральный бюджет 2013 года.

“Корпорация вышла c этой инициативой, поскольку количество старых грузовых вагонов всех типов, срок службы которых превышает нормативный, составляет около 200 тыс. штук, то есть порядка 15% от всего парка”,— сообщил заместитель гендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский. По его словам, сейчас производители вагонов обсуждают утилизацию в рамках некоммерческих партнерств “Объединение производителей железнодорожной техники” и “Объединение вагоностроителей”, кроме того, в разработке программы участвуют крупнейшие железнодорожные операторы — Первая и Вторая грузовые компании.

Предполагается, что железнодорожные операторы за каждый старый утилизированный вагон получат из бюджета “утилизационный грант”, который будет направлен на закупку нового вагона. “Операторы предлагают грант на уровне 10-15% от стоимости вагона, производители считают, что он должен быть примерно 5-10%”,— рассказывает Андрей Шленский. Таким образом, средний размер гранта за один вагон может составить около 200 тыс. руб. “Будет логично, если утилизацией вагонов займутся непосредственно операторы. В этом случае они получат еще порядка 500 тыс. руб. за металл, а часть комплектующих может быть использована для вагоноремонта”,— добавил топ-менеджер. В качестве одной из схем рассматривается финансирование закупок новых вагонов “государственными банками по лизинговой схеме”, грант и деньги, вырученные от утилизации, станут первоначальным взносом операторов.

Источник на рынке рассказывает, что обсуждается и возможность введения утилизационного сбора для импортируемых вагонов.Он должен в первую очередь ограничить ввоз техники с Украины (в УВЗ не раз утверждали, что это необходимо сделать из-за низкого качества украинских вагонов). Импортерам придется уплачивать его при поставке вагона, тогда как российские производители будут давать лишь гарантийные обязательства утилизации вагонов по истечении их нормативного срока эксплуатации. Василий Варенов подтвердил, что вариант введения сбора “рассматривается”.

Если программа затронет весь парк полувагонов старше 22 лет, при обычном темпе списания она займет около четырех лет и потребует около 7 млрд руб. дотаций в год, считают аналитики. В случае распространения ее на все типы вагонов сумма вырастет до 10 млрд руб. в год. В целом же утилизация обойдется государству в 30-40 млрд руб. Эта сумма сопоставима с затратами на программу утилизации автомобилей, которая завершилась в 2011 году. Основную выгоду от нее получил АвтоВАЗ.  В данном случае главным бенефициаром программы  станет УВЗ. Однако сейчас спрос на полувагоны, которые в основном выпускает УВЗ, начал падать, цена на полувагон уже упала от пикового уровня начала года более чем на 10%, до 2,2 млн руб. без НДС по летним контрактам, а крупные покупатели “тестируют уровень цены в 2,1 млн руб. и ниже”. В то же время объективной необходимости в масштабном обновлении парка вагонов сейчас нет: из 498 тыс. полувагонов на сети с полуторным сроком продления эксплуатации, то есть старше 33 лет, всего 10,8 тыс., а реально неисправных — 15,5 тыс. С точки зрения экономики логично списать полувагоны, которым 33 года и выше, а также простаивающий хлам, при этом полувагоны возрастом 22 года выгоднее ремонтировать. Поэтому проблема “уставшего парка” во многом надуманна.

 

 

Новости по теме


Свежие новости