Сергей Иванов велел РЖД арендовать полувагоны ПГК и ВГК

Железная дорога | Логистика | Новости | Октябрь 11, 2011, 10:08

Вчера стало известно, что вице-премьер Сергей Иванов велел монополии к 1 ноября арендовать полувагоны ее дочерних Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК) и работать ими по гостарифам. таким образом, правительство приняло точку зрения министра транспорта Игоря Левитина, а вот предложение президента ОАО РЖД Владимира Якунина  о том, чтобы полностью дерегулировать услуги по аренде вагонов, то есть, по сути, ввести рыночные цены на железнодорожные грузоперевозки, в том числе выполняемые в вагонах под управлением монополии, поддержано не было.

Сейчас ОАО РЖД контролирует почти половину российских полувагонов. Но большая часть парка монополии принадлежит ПГК и ВГК и работает по рыночным ценам. В инвентарном парке, работающем по гостарифам, меньше 10 тыс. полувагонов. Именно резкое снижение инвентарного парка в отрасли называют одной из основных причин пробок на железных дорогах. Про реальности вагонного парка в России можете узнать, посмотрев  это видео.

Но, как напоминает Рената Ямбаева из “Коммерсанта”, к 1 ноября 75% акций крупнейшей на рынке ПГК уже должны быть проданы частному инвестору, который и решит судьбу полувагонов компании. То есть либо Сергей Иванов считает, что назначенный на 28 октября аукцион по ПГК сорвется, либо знает, что нового инвестора обяжут отдать 40% всех вагонов компании государству (чтобы они работали на треть дешевле рынка), либо распоряжение вице-премьера наполовину бессмысленно.

“Деприватизация” полувагонов означает шаг назад в реформе отрасли — на уровень 2008 года, когда создание ВГК только обсуждалось. Как это может выглядеть на практике? В стране снова появятся дешевые инвентарные вагоны, за которые будут биться все грузоотправители, в том числе крупные, то есть те, кто может заплатить по рынку. Но на всех желающих вагонов все равно не хватит. Поток жалоб и писем от недовольных вырастет, количество вице-мэров проблемных городов и вице-губернаторов проблемных регионов в приемных руководителей ОАО РЖД — тоже. По каким критериям эти дешевые вагоны будут распределяться, мы никогда не узнаем, как не знали до сих пор. Поэтому обвинений в злоупотреблениях, в глаза или за глаза, менеджерам монополии не избежать.

И наконец, улучшит ли распоряжение якобы критическую ситуацию на железных дорогах? Лучше всего об этом, видимо, знают движенцы ОАО РЖД. Но именно монополия настаивает на ликвидации инвентарного парка. А значит, если технологические проблемы у железных дорог и есть, “деприватизация” вагонов их не решит.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости