А РЖД все мало

Подготовка в сочинской Олимпиаде набирает обороты: все строится и, конечно, на государственные деньги. Крупнейшим из таких объектов является совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – курорт “Альпика-Сервис”, на строительство которой государство выделило 227 млрд руб. Однако вопреки обещаниям привлекать подрядчиков на конкурсной основе, к бюджетным средствам допускаются исключительно аффилированные с РЖД структуры.  Все подготовительные работы без конкурса были отданы старым друзьям компании – “УСК Мост” (входит в холдинг СК “Мост”) и “Трансюжстрой”. Первая получила долгосрочный контракт на 25 млрд руб., второй достался “кусок” бюджетных средств на 29 млрд руб. В сумме – почти четверть всех средств, выделяемых государством на проект. Примечательно, что в числе учредителей “Трансюжстроя” (по данным ЕГРЮЛ) числится ни кто иной, как вице-президент РЖД по строительному комплексу Олег Тони, отмечают аналитики РБК.

Уже после первоначального произвола железнодорожники пообещали устраивать честные и открытые конкурсы на непосредственно строительство дороги. Более того, даже дочернюю структуру “РЖДСтрой” руководство компании твердо пообещало допускать к конкурсам только на общих с другими участниками основаниях. Но история повторилась: к середине прошлого года объем контрактов уже упомянутых “УСК Мост” и “Трансюжстроя” вырос до 57 млрд руб. и 33 млрд руб. соответственно, т.е. до 40% от всей стоимости проекта. На других подрядчиков (имена счастливцев РЖД хранит в секрете) пришлось контрактов в совокупности на 11 млрд руб.

Тем, кто решился участвовать в тендерах и при этом не имел отношения к РЖД, не перепадало ничего.  Открытый конкурс на комплекс работ на участке трассы Адлер – “Альпика-Сервис” за три дня до окончания тендера был неожиданно отозван без объяснения причин. Сейчас этот снова появился на электронной торгово-закупочной площадке РЖД,  теперь сроком окончания открытого конкурса назначено уже 26 августа. Но в большинстве случаев конкурсы вообще не проводятся и отменяются под благовидными предлогами. Так, 25 июля 2011г. было принято решение об отмене конкурсов и передаче функции по поставкам оборудования, планируемого к размещению на конкурсах, генподрядным организациям. Официальной причиной приказа стало “недопущение срыва сроков ввода объектов в эксплуатацию” и выполнение инвестпрограммы РЖД.

И все это при том, что в прошлом году РЖД не хватило выделенных на олимпийскую стройку 60 млрд руб.,  оно запросило дополнительные 20 млрд руб. в счет будущего года. Получив 40 млрд руб. в этом году, железнодорожники тоже освоили их с опережением графика и несколько дней назад снова обратились к правительству – за добавкой.

Еще более странным на фоне “срыва сроков” выглядит политика “РЖДСтроя”, сплошь и рядом занятого на строительстве олимпийских железнодорожных проектов. Несмотря на занятость, руководимая вице-президентом РЖД компания дополнительно получила от “Олимпстроя” заказ на возведение 600 тыс. кв м жилья в Сочи – для волонтеров, персонала и сотрудников безопасности.

Но организация конкурсов на поставки РЖД давно вызывает нарекания у участников рынка, отмечают в РБК.  Например, в письме на имя главы госкомпании Владимира Якунина ЗАО “П.Л.Р Санкт-Петербург” (за подписью гендиректора компании Ушакова) прямо говорит о том, что контракты на поставки достаются “карманным” фирмам чиновников РЖД. По данным компании, 80% государственных средств распределяются по аффилированным структурам, а оставшиеся 20% выставляются на свободные торги с заведомо убыточной для участника размещения заказа цене. А глава компании “Стайер” Александр Жарков разместил в Сети видеообращение, где заявил, что в 2008г. руководители Западно-Сибирской железной дороги предложили ему завышать стартовые цены ради откатов и другие мошеннические схемы, а когда тот отказался – перестали допускать к конкурсам, фактически поставив предприятие с 14-летней историей на грань банкротства. Сейчас стороны судятся: “Стайер” пытается вернуться на рынок, а чиновники – засудить его главу за клевету.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости