Плата за скорость

Стоимость модернизации и строительства новых железных дорог к чемпионату мира по футболу до 2018 г. составит 2,1-3,35 трлн руб., говорится в концепции развития железнодорожной инфраструктуры к чемпионату, сообщают “Ведомости”. Впрочем, концепция еще будет уточняться в процессе согласования с правительством. Документ был утвержден РЖД в середине июня, а на прошлой неделе отправлен в Минтранс.

Объем инвестиций в проект зависит от того, какой  вариант строительства будет выбран. Минимальные вложение предполагаются, если высокоскоростные магистрали (ВСМ), обеспечивающие скорость перевозок до 400 км/ч, будут организованы на участках Москва — Санкт-Петербург и Нижний Новгород — Казань (при этом от Москвы до Нижнего поезда будут ходить по существующей инфраструктуре со скоростью до 200 км/ч, а между Казанью и Екатеринбургом — до 70-90 км/ч). В этом случае из 2,1 трлн руб. общих инвестиций на долю строительства ВСМ будет приходиться 55,2% (1,1 трлн руб.).

Максимальный объем затрат — 3,35 трлн руб. — потребуется, если будет решено проложить ВСМ из Москвы в Петербург, а также в Екатеринбург через Нижний и Казань. В этом случае на долю ВСМ придется уже 2,5 трлн руб., или 75,1% всех инвестиций. Остальные средства предполагается направить на модернизацию инфраструктуры для организации ускоренного (до 140 км/ч) и скоростного движения (до 250 км/ч), а также на устранение узких мест нынешней инфраструктуры.

Финансировать ВСМ будут в равных долях инвестор и государство. Строительство магистралей должно финансироваться по особой модели, когда привлечением финансирования, строительством и эксплуатацией дороги занимается отобранный на тендере консорциум. Этому консорциуму в течение 30 лет после запуска ВСМ государство равными платежами будет возвращать средства — 50% всех затрат, а остальные деньги инвестор должен заработать на эксплуатации магистрали. Такая модель позволяет свести к нулю риски коррупции и  ускорить сроки строительства.

Из общего объема инвестиций на ВСМ собственно на строительство магистрали уйдет 86% средств. Ранее гендиректор «Скоростных магистралей» Денис Муратов говорил, что стоимость 1 км ВСМ будет составлять 14-22 млн евро, что соответствует мировым аналогам (так, Китай планирует строить магистрали в среднем по 14 млн евро за 1 км, а США — по 28 млн евро). Если будет принято решение построить ВСМ максимальной протяженности — до Екатеринбурга, то длина магистрали составит около 2500 км.

В концепции говорится, что без государственного финансирования  проект невозможен. Но государство  может вернуть инвестиции в бюджет за счет так называемого социально-экономического эффекта от самого наличия действующей ВСМ, который составит, по предварительным подсчетам, еще 4,4 трлн руб. — за счет налогов, косвенных доходов экономики и экономии времени пассажиров. Не понятно, откуда создатели концепции взяли эту цифру. Да и Муратов фантазирует на опыте своих татарских строек.  Китай не планирует, а уже строит за 12-15 млн. Но не евро, а долларов. А США, хоть и планируют, но не строят, потому что дорого. И дороже всего там не стройка, а выкуп земли: на восточном побережье, как и на западном, в глубину на 200 км земля очень дорогая. И у них с длинными деньгами по экономике проходит, только если построить за 10 млн. за км, включая стоимость земли и всех вокзалов.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости