Крайнему мешают население, граждане и прочий сброд
Глава Росрыболовства Андрей Крайний расценил критику со стороны промысловых компаний и ассоциаций Сахалина как протест “серого” бизнеса против усилий властей по легализации рыбной отрасли. Об этом Крайний заявил в среду журналистам в рамках международной выставки European Seafood Exposition 2010.
Сахалинские рыбаки во вторник обнародовали текст открытого письма, в котором потребовали отставки главы Росрыболовства, обвинив его и других чиновников ведомства в том, что они мешают развиваться прибрежному рыболовству на Сахалине. Авторы письма намерены направить его первому вице-премьеру РФ Виктору Зубкову, курирующему рыбную отрасль, полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Виктору Ишаеву и губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину.
НА ЧИСТУЮ ВОДУ
“Есть в рыбацком сообществе, и не только на Сахалине, те, кто не хочет легализации бизнеса. Речь идет не только о браконьерстве, но и об уходе от налогов, занижении стоимости рыбы”, – сказал Крайний. Он отметил, что это не первое письмо: такая реакция “серого” бизнеса наблюдается всякий раз, когда власти начинают выводить этот бизнес “на чистую воду”.
По его словам, когда вводили аукционы и закрепляли квоты на вылов на 10 лет, тоже было много недовольных как среди чиновников, так и среди рыбаков, поскольку без этих прозрачных механизмов им было проще “договариваться”.
Со своей стороны, сахалинские рыбаки утверждают в письме, что Росрыболовство “издает приказы, препятствующие проведению путины по сложившейся апробированной в нашей области схеме”, а также “навязывает” не свойственную для Сахалина модель резервирования квот.
В письме также утверждается, что Росрыболовство не подписывает с владельцами частных рыбоводных заводов области договоры на искусственное воспроизводство лососевых, поэтому выращенный малек не может быть выпущен в естественную среду обитания. Промысловики считают, что этими и другими действиями “создается коррупционная схема и выводятся из-под налогообложения значительные объемы вылова лососевых”.
“Сахалин – это традиционный источник беспокойства. Компании, которые готовы поставлять оттуда свежую и охлажденную рыбу в материковую часть (России – ред.), не могут ее там купить. При этом мы знаем, что квоты там осваиваются полностью, и на базаре эта рыба есть. А если посмотреть их бухгалтерские балансы (промысловых компаний – ред.), то их обороты стремятся к нулю”, – сказал Крайний. Он объяснил это тем, местные рыбаки предпочитают получать “кэш”, в то время как оптовики могут платить им только через банк.
Президент Ассоциации производителей и торговых компаний рыбного рынка Дмитрий Коцюбинский подтвердил журналистам, что крупным компаниям, которые “не могут работать по нелегальным схемам”, действительно тяжело работать на Сахалине. По его словам, это частично касается и Камчатки.
ХОДКА – СОТКА
Крайний напомнил, что именно с Сахалина идет основной поток браконьерского краба в Японию и Корею. Несмотря на усилия властей, в том числе и на международном уровне, эта проблема остается нерешенной, признал руководитель Росрыболовства.
По его словам, в обиходе дальневосточных рыбаков распространено выражение “ходка-сотка”: это когда рыбаки за поставленное в японский или южнокорейский порт судно краба получают 100 тысяч долларов наличными.
До недавнего времени власти стран Азиатско-Тихоокеанского региона закрывали на это глаза, поскольку морепродукты там традиционно составляют основу рациона. Ситуация начала меняться год назад.
Соглашение по ННН-промыслу (незаконный, несообщаемый, нерегулируемый) с Южной Кореей уже подписано и будет ратифицировано в начале лета. По словам Крайнего, на корейских рынках камчатского краба уже стало значительно меньше, и цены на него выросли. Аналогичное соглашение сейчас готовится с Японией.
ДВА ГОДА НА ПЕРЕЛОМ СИТУАЦИИ
Крайний отметил, что дальневосточные компании географически сильно привязаны к странам АТР. Из-за неразвитости береговой инфраструктуры в России наши рыбаки зачастую даже хранят свою рыбу в корейских холодильниках и предпочитают заправляться в Пуссане, до которого по морю нужно идти двое суток, но где топливо существенно дешевле, чем на российском берегу.
Власти уже не первый год пытаются “развернуть” отечественную рыбу на внутренний рынок, но бизнес зачастую не поддерживает усилия чиновников, поскольку ему это невыгодно.
По словам Крайнего, правительство будет переламывать эту ситуацию, постепенно повышая пошлины на вывоз необработанной рыбы и ввоз импортной рыбопродукции, одновременно снижая пошлины на ввоз сырья для консервных заводов РФ, которые сейчас простаивают.
По его мнению, понадобится не менее двух лет, чтобы таким образом смотивировать компании инвестировать в перерабатывающие мощности.
С ВОСТОКА НА ЗАПАД
В первую очередь это касается минтая, которого в России добывают больше всего (около 1,2 миллиона тонн в 2009 году) и 90% которого напрямую уходит в Китай, а оттуда уже в виде филе (но после разморозки, что ухудшает его вкусовые качества) идет в РФ и страны Европы. По словам Крайнего, в прямых поставках филе минтая из России, а не из Китая после двойной дефростации, заинтересованы и европейские компании. Об этом они второй год говорят на выставке в Брюсселе.
По оценкам экспертов, емкость европейского рынка – 400 тысяч тонн в год, и российские компании, если начнут производить филе, вполне могут его освоить. “Конечно, компаниям проще отрубить рыбе голову, заморозить ее и отправить в Китай. Но мы все-таки хотим, чтобы Россия ушла от звания “почетного поставщика сырья для Китайской Народной республики”, – сказал Крайний.
При этом он не исключил, что рыбакам не понравятся планы Росрыболовства по повышению экспортных пошлин на минтай, и они снова будут жаловаться Зубкову.
Новости по теме
-
«Туапсинский балкерный терминал» нарастил грузооборот в январе-октябре на 12%
Ожидается, что при сохранении динамики, в 2024 году терминалом будет перевалено свыше 2 млн тонн
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
Свежие новости
-
Фрахтовый рынок СПГ-танкеров на рекордно низких уровнях
Спотовые ставки на танкеры TFDE за месяц упали на 53%, за год – в 9 раз
-
«Туапсинский балкерный терминал» нарастил грузооборот в январе-октябре на 12%
Ожидается, что при сохранении динамики, в 2024 году терминалом будет перевалено свыше 2 млн тонн
-
Контейнерооборот портов Балтийского бассейна в октябре вырос на 16%
В целом по итогам 10 месяцев 2024 года портами Балтийского бассейна перевалено 1,33 млн TEU
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна