Здесь сильный дух – здесь рыбой пахнет
Первый вице-премьер РФ Виктор Зубков требует повысить исполнительскую дисциплину по выполнению поручений правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, так как из данных комиссией за полгода поручений выполнено только чуть более половины.
“Думаю, не надо лишний раз напоминать об исполнительской дисциплине и о необходимости не просто формального, а комплексного подхода к проработке поставленных вопросов”, – отметил Зубков на заседании комиссии в Москве во вторник.
По его словам, материалы о выполнении поручений комиссии его “не очень впечатлили”. Из 16 поручений комиссии, данных с октября 2009 года по апрель 2010 года, выполнено чуть больше половины. “По ряду поручений информация не представлена, по ряду крайне важных поручений имеется невыполнение”, – сказал первый вице-премьер.
Он подчеркнул, что невыполнение поручений негативно влияет на работу бизнеса, на выполнение задач по увеличению реализации рыбной продукции.
В качестве примера Зубков назвал неполное выполнение постановления об уведомительном порядке и выборочном контроле судов, доставляющих уловы на таможенную территорию. Напомнив, что была поставлена задача довести срок оформления уловов до 3 часов, он отметил, что несмотря на ее существенное исполнение, на практике имеются случаи, когда суда продолжают простаивать длительное время. Речь, в частности, идет о сплошном контроле всех судов. И получается, что в отношении рыбопродукции, поставляемой на берег для переработки и реализации, применяется такая же%едура, как и для импортной продукции.
Первый вице-премьер считает, что необходимо уходить от сплошного контроля и переходить на уведомительный порядок.
В качестве другого примера невыполнения поручения правительства Зубков назвал применение электронных методов декларирования рыбопродукции. Этот вопрос ставили рыбаки на встрече в декабре прошлого года, напомнил он. Отсутствие этих методов приводит к тому, что выловленная в норвежской экономической зоне рыба, предназначенная для экспорта, в обязательном порядке доставляет в Мурманский порт.
“Это влечет потери времени, повышение затрат, увеличение себестоимости продукции и как следствие – снижение конкурентоспособности”, – заявил первый вице-премьер.
Он сказал, что соответствующие поручения о введении этих методов были даны. “Тем не менее на сегодняшний день согласованная позиция ведомств по данному вопросу не выработана”, – добавил он.
Зубков считает, что “активное использование возможностей современных технологий является составной частью модернизации экономики, в том числе рыбохозяйственного комплекса”. Он попросил вернуться к этому вопросу и подготовить соответствующие поправки в законодательство до 1 июня 2010 года.
В шесть раз больше денег в бюджет заплатили через таможню рыбаки в прошлом году по сравнению с позапрошлым. Таков эффект всего одной нормы обновленного закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов – об обязательной доставке уловов из двухсотмильной исключительной экономической зоны России на таможенную территорию нашей страны.
Она вступила в действие с первого января 2009 года, а вчера правительственная комиссия по рыбохозяйственному комплексу под председательством Виктора Зубкова подвела итоги ее годичного действия.
Помимо того что повысились поступления в бюджет, достигнута и еще одна цель, которую наметило правительство: поставки рыбы на внутренний рынок выросли за прошлый год на 48 процентов – до 1,13 миллиона тонн. По расчетам Росрыболовства, уплата налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в связи с продажей рыбы на внутреннем рынке принесли бюджетам 22,62 миллиарда рублей, а это еще на 2,7 миллиарда рублей больше, чем в 2008 году.
Одновременно примерно на 13 процентов сократился ввоз даров моря из-за границы. Это и называется импортозамещением. “Считаю, что и увеличение общего объема добычи до 3,8 миллиона тонн обусловлено повышением прозрачности бизнеса”, – заявил, открывая заседание комиссии, Виктор Зубков. В 2008 году всероссийский улов, по официальным данным, не превысил 3,3 миллиона тонн.
А вот каким он был в реальности, не знает никто. Поскольку до вступления в действие поправки об обязательной доставке на российскую таможенную территорию рыбаки гнали свои уловы на экспорт прямо из двухсот мильной зоны, не заходя в порт. Что-то декларировали, а основную массу товара – нет.
Еще одна задача, которую ставило правительство, – довести время таможенного оформления судов в российских портах до 3 часов. “И этот срок, – заявил Виктор Зубков, – в основном обеспечивается”. Хотя и не без “нюансов”. Например, правительство приняло постановление, предписывающее выборочно контролировать суда, тем не менее контроль остался сплошным. А из 16 поручений комиссии по рыбохозяйственному комплексу с октября 2009 года по апрель 2010 года не выполнены частично или полностью семь. Виктор Зубков признал, что это негативно влияет на развитие бизнеса и сдержанно, но твердо призвал ведомства и министерства к дисциплине.
Между тем руководитель Росрыболовства Андрей Крайний поставил на комиссии болезненный для рыбаков вопрос о потерях, которые несет бизнес в связи с введением нормы о доставке уловов на таможенную территорию России. Добытчики минтая, продавшие в прошлом году за границу около 800 тысяч тонн рыбы, недополучили 720 миллионов рублей прибыли из-за необходимости заходить на таможню. Себестоимость продукции, поставляемой на экспорт, выросла по этой причине на 5-16 рублей за килограмм – в зависимости от вида. А сроки поставок рыбных грузов в пункты назначения выросли на 2-9 суток из-за необходимости делать “таможенный крюк”. Причем часть этих потерь времени и денег не объясняются здравым смыслом.
Дело в том, что по существующим законам экспортеру при заходе в порт на оформление своего товара приходится сначала оформлять его ввоз на территорию России. А это требует времени и уносит из бизнеса в общей сложности более 122 миллионов рублей в год. На фоне трехмиллиардных поступлений в бюджет это, может, и немного. Но для каждой конкретной компании необходимость платить за ввоз того, что и так находится на нашей территории, оборачивается чувствительными потерями. После заседания Андрей Крайний сообщил журналистам, что его намерение покуситься на эту часть поступлений в бюджет было, насколько это возможно, благосклонно принято членами комиссии от минфина и минэкономразвития. Ранее эти министерства отказывались согласовать предложение изменить нашу практику в соответствии с мировой. Американцы, норвежцы, члены ЕС считают, что раз судно ходит под их флагом, значит и его палуба и трюмы – это их территория. Отсюда и отношение к рыбе, которая на этой палубе и в этом трюме лежит: они не берут денег за ввоз и не тратят время на его оформление.
Теперь, по решению комиссии, Федеральная таможенная служба совместно с Росрыболовством и всеми заинтересованными ведомствами разработает проект постановления правительства, которое отменит ввозные сборы за исконно российскую рыбу.
Новости по теме
-
«Туапсинский балкерный терминал» нарастил грузооборот в январе-октябре на 12%
Ожидается, что при сохранении динамики, в 2024 году терминалом будет перевалено свыше 2 млн тонн
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
Свежие новости
-
Фрахтовый рынок СПГ-танкеров на рекордно низких уровнях
Спотовые ставки на танкеры TFDE за месяц упали на 53%, за год – в 9 раз
-
«Туапсинский балкерный терминал» нарастил грузооборот в январе-октябре на 12%
Ожидается, что при сохранении динамики, в 2024 году терминалом будет перевалено свыше 2 млн тонн
-
Контейнерооборот портов Балтийского бассейна в октябре вырос на 16%
В целом по итогам 10 месяцев 2024 года портами Балтийского бассейна перевалено 1,33 млн TEU
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна