Бои вокруг угольного терминала Авлиты начинаются
В ноябре ЗАО СК “Авлита”, входящая в холдинг “Метинвест” известного донецкого бизнесмена Рината Ахметова начнет осуществление грандиозного проекта – строительство угольного терминала в севастопольской бухте, всего в полутора километрах от центра города и в 150 м от ближайших жилых строений.
ЗАО “Стивидорная компания “Авлита” зарегистрирована в Севастополе и специализируется на стивидорных (погрузочно-разгрузочных) работах и транспортно-экспедиторских услугах. В основном она занимается перевалкой металла, а также обслуживает зерновой терминал емкостью 170 тыс. т единовременного хранения, введенный в эксплуатацию в апреле 2004 г. Пару лет назад “Авлита” предложила проект строительства в Севастополе универсального перегрузочного комплекса по перевалке сыпучих грузов мощностью 8,5 млн. т в год, в том числе 4 млн. т угля и 4,5 млн. т песка и щебня. Как сообщала пресс-служба компании, общий объем инвестиций должен составить 850 млн. “докризисных” грн.. Из них “Авлита” обещает 150 млн. направить на обеспечение экологической безопасности объекта. В случае реализации нового проекта, угольный терминал будет приносить своим владельцам, по оценкам экспертов, около 1,5 млрд. долларов в год. По информации компании, на всех этапах – разгрузки, транспортировки, хранения и погрузки – универсальный перегрузочный комплекс будет полностью закрытым, что исключает ветровую эрозию. На “Авлите” также утверждают, что все работы будут “подстрахованы” системой “водяного тумана”, вентилирования и аспирации. Все параметры были определены на основе применяемых технологий и соответствующих экспертиз, в соответствии с действующим законодательством.
Севастопольцы прекрасно понимают чем грозит городу реализация проекта угольного терминала. В Севастополе был организован сбор подписей против появления на берегу главной городской бухты угольного терминала, подключены экологические организации, прокатилась волна митингов. Ученые Крымской академии наук, экологи Крымской республиканской ассоциации “Экология и мир”, общественная организация “Общественный экологический Совет по проблеме размещения угольного терминала в г. Севастополе” и других общественных экологических организаций, после анализа проекта пришли к выводу, что строительство такого объекта в курортном городе нецелесообразно с учетом экологических, социальных и экономических последствий. По мнению экологов, строительство терминала “таит в себе большую угрозу для будущего развития не только Севастополя, но и всего курортного Крыма”, поскольку приведет к обострению экологических проблем, загрязнению воздушного бассейна, территории Севастопольской бухты и прилегающих районов, а также вдоль путей транспортировки грузов. Кроме того, существует опасность загрязнения в связи с возможными авариями и сбоями в работе объекта. Это, по мнению экспертов, повлечет за собой не только отток туристов, но и ухудшение самочувствия самих севатопольцев. Экологи считают, что для Севастополя более перспективной является стратегия развития города как международного центра рекреации, туризма и паломничества. “Севастополь должен играть подобающую ему роль геополитического центра деловых, научных, гуманитарных, религиозных международных контактов и плодотворного сотрудничества на благо Украины и мирового сообщества. Сегодня особое значение приобретают идеи превращения Херсонеса и Севастополя в места паломничества христиан православного мира”, – говорится в заявлении экспертной группы.
Главный специалист по связям с общественностью и СМИ государственной экологической инспекции в городе Севастополе Елена Даньшина в одном из интервью заявила, что проект угольного терминала, который намерена построить в Севастополе компания “Авлита”, “безумен и преступен, потому как несет прямую угрозу жизни и здоровью севастопольцев”. Отвечая на вопрос журналиста, что случится с экологией города, если “Авлита” построит угольный терминал, Даньшина сказала: “Тогда севастопольцы получат дополнительно десятки т угольной пыли, которая, как известно, вызывает онкологические заболевания верхних дыхательных путей и силекоз – профессиональную болезнь шахтеров. Угольная пыль способна взрываться. Скорость распространения пламени изменяется под воздействием многих факторов от нескольких десятков до сотен метров в секунду, зачастую превышая звуковую. Впереди фронта пламени распространяется мощная ударная волна. Замечу, что фактическое расстояние от границы проектируемого универсального перегрузочного комплекса до ближайшей жилой застройки – 150 м. Таким образом, застройка попадает в санитарно-защитную зону. Проект сам по себе безумен и преступен, потому как несет прямую угрозу жизни и здоровью севастопольцев”.
В письме экологических и общественных организаций в Национальную академию наук Украины говорится, что в мировой практике угольные терминалы располагаются на расстоянии не менее 25-30 км от города. Кроме того, надо учитывать пропускную способность Севастопольской бухты по которой сегодня курсируют тыс.и единиц пассажирских катеров, автомобильных паромов, крупных пассажирских туристических судов и океанических лайнеров, прогулочные маломерные плавсредства. Если к этому количеству еще добавить поток работающих судов ЗАО СК “Авлита” (за 2008 г. – 200 судов), а также движение судов Черноморского флота Российской Федерации и Военно-морских сил Украины, и Севастопольского морского торгового порта, становится понятно – растительный и животный мир Севастопольской бухты может просто не выдержать техногенную нагрузку. Более того, представители общественных организаций считают, что строительство терминала может вообще похоронить Крым как здравницу, и следует признать их правоту. Промышленная пыль разносится даже не на десятки, а на сотни километров от места выбросов. Например, со снимков, сделанных спутником над таким приморским, но крайне неблагополучным в плане экологии городом как Мариуполь видно, что промышленная пыль разносится в радиусе 100-120 км от города. С учетом того, что до Фороса от Севастополя около 50 км, а до Ялты меньше ста, есть реальная опасность, что угольная пыль накроет и эти крымские курорты.
Сейчас в “Авлите” работают около 800 человек. После строительства терминала количество работников может возрасти еще на пол тысячи человек. В то же время десятки тыс. местных жителей, кормящихся в сезон от курортников, могут потерять работу от снижения потока туристов в Крым, вызванного ухудшением экологии полуострова.
Интересно, что ради защиты интересов бизнеса Ахметова местные депутаты-регионалы пошли против общественного мнения и пожертвовали значительной частью голосов крымского электората накануне президентских выборов. За проект землеотвода под терминал в севастопольском горсовете проголосовали в основном регионалы и коммунисты. Доказательство этого представил “Общественный экологический Совет по проблеме размещения угольного терминала в г. Севастополе” на пресс-конференции 9 сентября. Журналистам были показаны распечатки поименного голосования Севастопольского горсовета по предоставлению под строительство угольного терминала 5 га земли в Севастопольской бухте. “Фракции регионалов и коммунистов, на словах осуждающие строительство универсального перегрузочного комплекса, в полном составе проголосовали за это решение”, – подчеркнули организаторы конференции.
Терминал будет строиться с целью импорта коксующихся углей на предприятия “Метинвеста” из Австралии и США, в том числе для перевалки угля с недавно приобретенной Ахметовым шахты в Северной Америке.
В одном из аналитических материалов на сайте, посвященном проблеме угольного терминала, проанализировав все за и против автор делает неутешительный вывод: “Если противники терминала не решатся на физическое блокирование стройки, то проект с высокой вероятностью будет реализован”. Местные экологи, впрочем, выражают надежду, что прыть донецких не доведет население города-героя до проявления радикальных действий и будет умерена цивилизованными способами на уровне руководства страны.
Новости по теме
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
В летнюю навигацию по внутренним водным путям России перевезено 90 млн тонн грузов
Рост объемов перевозок составил более 10% к уровню прошлого года
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн