Первое публичное появление Олерского и невероятные проекты
Минтранс России предложил представителям литовского бизнеса участвовать в строительстве глубоководного морского в порта в Калининградской области. Такое заявление сделал вчера заместитель министра транспорта Виктор Олерский на Балтийском транспортном форуме в Калининграде.
Директор проектного института ЗАО “ГТ Морстрой” (проектировщик нового порта) Леонид Тозик пояснил “Гудку”, что в настоящее время рассматриваются четыре варианта места строительства глубоководного терминала в Калининградской области. Наиболее вероятный – на мысе Северный, район Бальга, там самый короткий выход в открытое море, он расположен рядом с железнодорожной магистралью и не требует строительства ветки в обход Калининграда. Предполагаемый грузооборот нового порта к 2025 году достигнет 130 млн тонн. Объём инвестиций оценивается в 264 млрд руб. Обоснование проекта будет отправлено в правительство в сентябре, ответ ожидается к концу года. Финансирование должно осуществляться на основе ГЧП. Государство возьмёт на себя инвестирование в строительство подходных каналов, разработки акватории, строительство федеральных дорог, железнодорожных подходов. “Доля ОАО “РЖД” в проекте составит не более 10%, потому что железнодорожная инфраструктура почти вся есть. Однако и эти 10% выльются почти в 3 млрд”, – говорит Леонид Тозик.
InfraNews: Ключевое слово в словах г-на Тозика – “финансирование” – в реальность своих идей в Морстрое – не очень верят. Поскольку аналогичные объемы уже обещались Мурманску, но с приходом нового губернатора – объемы сдулись и просто началась работа по хоть какому-то развитию Мурманского узла. Там аж 4 млн. TEU предлагалось.
Российский Калининград и литовская Клайпеда – давние соперники в борьбе за транзитные грузы. Прежде всего российские. Тем не менее предложение российского транспортного ведомства было позитивно встречено литовской стороной.
Как рассказал “Гудку” директор по маркетингу ГП “Клайпедский государственный морской порт” Артурас Друнгилас, интерес Литвы к глубоководному порту связан со свободной экономической зоной (СЭЗ) Калининградской области. Товары, которые импортируются в СЭЗ и экспортируются оттуда, не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС). Поэтому многие предприниматели заинтересованы в том, чтобы доставлять грузы из Европы в Калининград и уже оттуда вывозить их в Литву.
Представитель Клайпедского порта считает, что литовский и российский порты уже заняли свои ниши на транспортном рынке региона.
“Калининградские порты и сейчас, и в перспективе ориентируются на обслуживание потребностей Калининградской области, в том числе свободной экономической зоны”, – объясняет он. Клайпеда же нацелена на экспорт. Между Клайпедой и калининградскими терминалами уже сейчас существует своего рода сотрудничество. Калининград, который может загружать лишь небольшие танкеры, отгружает нефтепродукты, предназначенные на экспорт, мелкими партиями и направляет в более глубоководный литовский порт. Там грузы собираются в крупные партии до 150 тыс. тонн и отправляются дальше. “Но если такие же возможности появятся и у Калининграда, боюсь, это сотрудничество сойдёт на нет”, – размышляет представитель литовского порта.
“Мы заинтересованы в участии в строительстве нового глубоководного порта в Калининграде. Порты Клайпеды и Калининграда находятся на одном транспортном векторе”, – заявил президент Ассоциации стивидорных компаний Литвы, председатель правления морской грузовой компании “Бега” Алоизас Кузмарскис. По его мнению, чем выше будет уровень развития калининградских портов, тем больше будет загружен транспортный коридор “Восток – Запад”. Однако, чтобы говорить о чём-то конкретном, нужно видеть сам проект и ещё не раз обсудить его с русскими партнёрами, отмечает представитель литовских стивидоров.
Министр транспорта Литвы Элигиус Масюлис заверил корреспондента нашего издания, что республика заинтересована в развитии глубоководного порта в Калининграде. Он, однако, сообщил, что ведомство пока не получало официальных предложений от российской стороны.
Литовская сторона, имеющая опыт в оборудовании глубоководных терминалов в Клайпеде, может принять участие в совместной работе по проектированию и строительству подобных сооружений в Калининграде. “Конечно, мы заинтересованы в появлении глубоководного порта, поскольку часть грузов, которые будут следовать через него, пойдёт через Литву железнодорожным или автомобильным транспортом”, – заявил Элигиус Масюлис.
Заместитель директора по коммерческой работе Грузовой дирекции Lietuvos gelezinkeliai Томас Кершис также пока не знаком с проектом строительства глубоководного порта, но полагает, что если этот проект рассматривается всерьёз, значит, есть и планы у грузоотправителей по его использованию: “Другой дороги на Калининград, кроме как через Литву, нет”.
Калининградские железнодорожники, в свою очередь, считают, что, прежде чем начать реализовывать новый масштабный проект, нужно сначала загрузить уже имеющиеся в регионе портовые мощности.
“Можно только приветствовать намерения России и Литвы совместно построить новый глубоководный морской порт на Балтике с возможностью принимать суда грузоподъёмностью свыше 100 тыс. тонн”, – считает Владимир Тембер, заместитель главного инженера – начальник отдела технической политики Калининградской железной дороги. “Но возникает вопрос, надо ли это делать сейчас, в период кризиса, когда объёмы перевозки на Калининградской дороге снизились более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года”, – поделился он сомнениями с “Гудком”.
По мнению представителя КЖД, решить эту проблему можно, лишь договорившись с литовскими железнодорожниками о недискриминационных для российского порта тарифах. С сентября прошлого года на калининградском направлении Литовской дороги стоимость перевозки многих наименований была на треть выше, чем в литовский порт Клайпеда, отмечает Владимир Тембер. “Эту проблему на взаимной основе удалось, хоть и не в полной мере, отрегулировать. Но и сейчас мощности КЖД не загружены”, – говорит представитель КЖД. Начальник железнодорожной станции Балтийск Галина Солонюк тоже считает вопрос строительства нового порта пока неактуальным: “Нас больше волнует загрузка имеющихся мощностей. Вот эту проблему надо решать России совместно с Литвой и Белоруссией, не откладывая на завтра”.
“Чтобы увеличить конкурентоспособность этого направления, необходимо скорректировать тарифную политику. Для этого надо собраться представителям литовских, российских, белорусских железнодорожников и портовиков Клайпеды и Калининграда”, – согласен Алоизас Кузмарскис.
Так пишет “Гудок”.
А вот что думают по этому поводу в Калининграде, среди бизнесменов связаных и с портом и с морем: “Дай то бог что бы все получилось, но взглянув на карту Калининградской области можно увидеть, что мыс Северный находится на мелководном Калининградском заливе с глубиной 3-5 метров, для принятия судов грузоподъёмностью свыше 100 тыс. тонн придется произвести углубление до 15-18 метров на участоке длиной около 11 км. При этом мощности порта Балтийск который действительно находится на море загружены лишь на 25 процентов . Похоже на потытку под “шум винтов” украсть немного денег”.
Новости по теме
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
В летнюю навигацию по внутренним водным путям России перевезено 90 млн тонн грузов
Рост объемов перевозок составил более 10% к уровню прошлого года
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн