Медведев посетил позорную верфь
Подлодки и энергоэффективность – две темы, из-за которых президент приехал на день в Архангельскую область. Самое главное – он посмотрел в глаза судостроителям, позорящим российское судостроение.
Сначала – в Северодвинск, на производственное объединение “Севмаш”, где провел совещание о перспективах развития подводных сил Военно-морского флота. Затем – в Архангельск, первый морской порт России, на заседание президиума Госсовета, посвященное повышению энергоэффективности российской экономики. Пишет “Российская Газета”
“Севмаш” и Северодвинск – почти синонимы. На этом градообразующем предприятии работает большинство населения города. Он специализируется на строительстве военных кораблей и атомных подлодок. С 1958 года Северодвинск можно по праву считать центром атомного кораблестроения России. Именно здесь была передана в эксплуатацию первая отечественная атомная подлодка К-3. С тех пор здесь было построено 128 АПЛ – больше, чем на любой другой мировой верфи. Это единственное судостроительное предприятие России с открытым выходом в океан. Поэтому можно построить любой объект и сразу отправить его по месту назначения. Кризис на работниках “Севмаша” не сказался: нет сокращений, зарплату не задерживают. Наоборот, требуются квалифицированные рабочие – около тысячи человек. Кстати, на неплохую по местным меркам зарплату – свыше 20 тысячи рублей. А вот на заказы мировой кризис повлиял весьма существенно.
На “Севмаше” президент провел первую половину вчерашнего дня, осматривая основные объекты. Там же и провел совещание по подводному флоту. С темой энергоэффективности “Севмаш” роднит то, что он помогает возводить приливные электростанции, что позволяет обеспечить электроэнергией труднодоступные районы.
Их серийное производство позволит снизить энерготарифы вдвое. Кроме того, это экологично. Также главе государства показали первую российскую морскую ледостойкую стационарную платформу “Приразломная”. Она почти готова и в 2010 году отправится в Мурманск на достроечные работы – бетонирование. К самому месторождению ее отбуксируют в 2011 году. Заводская работа оценена в 63 млрд рублей, из них уже почти 40 освоено. По словам зам-гендиректора “Севмаша” Валерия Бородина, такая платформа строится впервые в мире. Легкая и одновременно ледостойкая, она выдерживает постоянную нагрузку ледового поля и рассчитана на температуру до минус 46 градусов. Платформа может эксплуатироваться 25 лет. У нее 40 скважин, она может добывать 20 тысяч тонн “черного золота” в сутки. Поскольку извлекаемые запасы месторождения, у которого она будет установлена – 80 млн тонн, а рядом еще есть месторождения-спутники, простаивать она не будет. Теоретически ее можно и передвинуть, говорит Бородин.
Президенту показали и стапельно-сдаточный цех, где строят подлодки для ВМФ. Цех секретный – для журналистов туда ход заказан уже много лет. Дмитрий Медведев имел также возможность оценить масштабы крейсера, ранее известного под названием “Адмирал Горшков”, а сейчас переименованного индийскими владельцами в “Викрамадитью”, что по-русски значит “могущественный”. На заводе его перестраивают в авианосец еще с 2004 года, и модернизацию должны были закончить в 2008 году. Теперь выясняется, что передать его смогут не раньше конца 2012 года.
Глава государства был очень недоволен, что сроки затягиваются. Гендиректор “Севмаша” Николай Калистратов признался, что первоначально на заводе не оценили масштабность и сложность работ. “Промахнулись?” – спросил президент. “Промахнулись, – вздохнул Калистратов. – В несколько раз. Цена выросла и очень значительно”. В контракте было прописано 617 млн долларов. А сегодня “Рособоронэкспорт” считает, что все это стоит 2 млрд долл. Индийцы же, по словам Калистратова, хотели “Жигули”, а сейчас просят “Мерседес”.
– Работы еще очень много, – вынужден был признаться гендиректор.
– Зачем подписывали? – жестко спросил президент. – В результате приходится всем оправдываться, вам передо мной, а мне перед индийскими партнерами.
– Надо считать, что это первый очень трудный опыт, нужно заканчивать его и сдавать уже законченный корабль партнерам, – пресек дискуссии Медведев. Потому что в противном случае только будут очень тяжелые последствия, добавил он.
Тему бывшего “Адмирала Горшкова” президент продолжил и на совещании по ВМФ. Контракт с индийцами уникальный – и по объему, и по сложности, и по ряду конструктивных решений, заявил он. Понятно, что перестройка корабля в авианосец – процесс непростой, но завершать его надо: “Это вопрос престижа, того, как будет работать “Севмаш” в будущем”.
Если говорить о военном судостроении в целом, то, по мнению президента, есть все возможности для того, чтобы завершить к 2020 году строительство боевого ядра ВМФ. Корабли должны отвечать самым высоким требованиям, быть оснащены самым современным оружием и превосходить зарубежные аналоги. “В советский период мы с этим успешно справлялись”, – напомнил Медведев. Надо также думать о том, как сделать, чтобы современные корабли выпускались сериями. “В целом нужно стараться уже работать иначе”, – подытожил он. А именно – научиться наконец управлять себестоимостью продукции, “иначе не сможем продавать корабли ни в Россию, ни за рубеж”.
Новости по теме
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
В летнюю навигацию по внутренним водным путям России перевезено 90 млн тонн грузов
Рост объемов перевозок составил более 10% к уровню прошлого года
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн