Власти снова обсуждают мегапроект канала Каспий – Черное море

Логистика | Море | Новости | Апрель 14, 2009, 7:41

 

Российский институт “Гидропроект” на днях стал победителем открытого тендера Евразийского банка развития (ЕАБР) на экспертизу проектов судоходного канала, соединяющего Каспий с Азово-Черноморским бассейном. Варианты такой артерии разработаны в 2007-2008 годах и предусматривают: во-первых, строительство канала “Евразия” – Каспий-Маныч-Азовское море (в направлении примыкающего к Черному морю Таманского залива); во-вторых, сооружение второй, более протяженной нитки Волго-Донского канала с расширением судоходного фарватера Нижнего Дона (в Ростовской области). Дополнительный вариант – направление “Евразии” непосредственно в Черное море (район Тамань-Темрюк), чтобы обойти Керченский, то есть азовско-черноморский пролив, где продолжаются территориальные споры РФ с Украиной.

По данным минтранса, Минпромторга России, администраций Ставрополья, Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областей, эти артерии предназначены для сокращения расстояния водных перевозок между Каспийским и Черным морями минимум на 20% и, соответственно, для удешевления такого рода перевозок самое меньшее на 15%. А обусловлены эти проекты ростом евроазиатского грузотранзита, особенно транзита среднеазиатской нефти, и перспективным увеличением грузоперевозок из Ирана (и в Иран). Кратчайший же путь между Каспием и Черноморско-азовско-днепровско-дунайским регионом достигается именно по трассам тех каналов. Среднегодовые транзитные доходы России по какой-либо из упомянутых артерий могут достигать 75-100 миллионов долларов.

Однако инвестиционные затраты по каждому из проектов – минимум 5 миллиардов долларов (в текущих ценах), причем трасса “Евразия” запланирована по уникальным биосферным районам, включенным в реестры ЮНЕСКО-ЮНЕП. Вдобавок региональные власти настаивают, что называется, на “своих” вариантах. Так, Волгоградская обладминистрация настаивает на проекте “Волга-Дон-2”, ибо до 80% его трассы пройдет в этой области. А в Ставрополье и Калмыкии по той же причине поддерживают вариант “Евразия”. Окупаемость же обоих проектов достигается на 5-7-й годы их реализации при обязательном среднегодовом росте там объемов грузотранзита самое меньшее на 8-10%.

Судя по высказываниям премьер-министра России Владимира Путина и министра транспорта РФ Игоря Левитина, чаша весов, похоже, начинает склоняться в пользу “Волга-Дон-2”. Не в последнюю очередь потому, что, по данным Института водных проблем РАН, Ставрополье и Калмыкия, где запроектирована трасса “Евразия”, испытывают растущий дефицит пресной воды. А в этих условиях весьма рискованно осуществлять ее отбор в пользу канала.

InfraNews: Что обсуждаем? Почему в Российской газете? Гибель региону, обмеление Каспия? Что еще придумаем?

Новости по теме


Свежие новости