РЖД предложили обезличивать парк полувагонов и платформ для вывоза контейнеров с Дальнего Востока

Необходимость впервые применить в России технологию «обезличенного парка» для управления

Необходимость впервые применить в России технологию «обезличенного парка» для управления контейнерными перевозками в РЖД обосновывают поставленной руководством страны задачей довести объемы вывоза импортных контейнеров с Дальнего Востока до 6,5 тыс. TEU в сутки

Для того, чтобы вывозить в среднем 6,5 тыс. TEU в сутки импортных контейнеров из портов Дальнего Востока, в РЖД разработали план организации 47 ежедневных контейнерных поездов, больше половины из которых (25 поездов) будут состоять из полувагонов, остальные 22 поезда – из фитинговых платформ. Одно из принципиальных условий для достижения цели – разрешить РЖД управлять вагонами операторов по «технологии обезличенного парка». Об этом рассказал заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник Управления движения РЖД Анатолий Кужель, выступая на конференции «Рынок контейнерных перевозок промышленных грузов» в Москве.

Он подчеркнул, что «обезличиваться» вагоны будут «не юридически, а технически». «Обезличенный полувагон – это полувагон собственника, который удобнее всего подать на ту станцию, где он находится. Допустим, во Владивостоке есть полувагон какого-то собственника, и его удобнее всего подать в порт для погрузки контейнеров именно во Владивостоке. А сейчас многие собственники, допустим из Владивостока, адресуют <вагоны> в Находку и создаются лишние перевозки порожних полувагонов», – пояснил принцип работы механизма Анатолий Кужель. Ранее подобная технология применялась в России только в отношении полувагонов, прежде всего, для организации вывоза угля из Кузбасса на Дальний Восток.

Между тем, из его презентации следует, что внедрение «технологии обезличенного парка» на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) предполагается ввести не только для полувагонов, но и для фитинговых платформ, принадлежащих частным операторам. «Обезличенные» полувагоны будут подаваться под погрузку контейнеров на специализированный путь на станции Находка, а на станции Гродеково будет создан аналогичный путь для формирования поездов из фитинговых платформ «под погрузку контейнеров, прибывших из Китая для последующего распределения по направлениям», говорится в документе. О том, куда и каким маршрутом будут направляться фитинговые платформы операторов с импортными контейнерами в презентации главы Управления движением РЖД ничего не сказано, но для поездов из контейнеров в полувагонах определен четкий перечень станций погрузки, выгрузки и их перегрузки на фитинговые платформы в центральной части России.

Так, для формирования контейнерных поездов из полувагонов РЖД определило 18 станций на ДВЖД, рассказал Анатолий Кужель. «Наибольший объём погрузки запланирован на станциях в Находке и Владивостоке, суммарно это до 20 поездов <в сутки>», — отметил он. В его презентации указано, что 15 из этих поездов РЖД будет отправлять на станции в Сибири и на Урале (в общей сложности 20 станций), где контейнеры будут перегружаться из полувагонов на фитинговые платформы, а затем двигаться дальше по назначению по железной дороге.

В частности, на Свердловскую железную дорогу с Дальнего Востока будет ежесуточно приезжать 7 контейнерных поездов в полувагонах, «в основном на станции Аппаратная, Войковская и Блочная», на станциях Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог из полувагонов на платформы будут перегружаться еще 6 контейнерных составов в сутки. «Исходя из текущих возможностей железнодорожных станций предполагается перегруз также на Горьковской и даже Московской и Октябрьской железных дорогах», – добавил Анатолий Кужель.

Еще 10 ежедневных поездов, состоящих из полувагонов с импортными контейнерами, планируется направлять по Транссибу напрямую до станций выгрузки в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, для чего РЖД определило 7 станций. Например, в Москве это будет единственная станция – Кунцево-2, куда будет ежедневно приходить 4 состава, а в Ленинградской области по одному контейнерному составу в сутки будут приходить на станции Автово, Шушары и Лужская, следует из презентации Анатолия Кужеля.

Между тем, возможность ежесуточного объема вывоза импортных контейнеров в объеме 6,5 тыс. TEU «рассмотрена на перспективу», точные сроки выхода Транссиба на такую мощность в РЖД не озвучивают. Кроме разработки «технологии обезличенного парка» для полувагонов и фитинговых платформ, согласно плану мероприятий по развитию ДВЖД, представленному Анатолием Кужелем на конференции, на ключевых станциях дальневосточного полигона необходимо провести серьезную модернизацию инфраструктуры.

В частности, в нем запланировано строительство второго приемо-отправочного пути на станции Артем-Приморский-1 и удлинение четырех путей на станции Артем-Приморский-3, восстановление четырех путей на станции Угловая и создание там сортировочной контейнерной площадки, реконструкция путевого хозяйства и замена кранового оборудования на станциях Первая Речка и Хабаровск-2. Кроме того, планируется закупить дополнительно три маневровых локомотива (по одному для станций Уссурийск, Находка и Хабаровск-2) и увеличить численность персонала приемосдатчиков на пяти железнодорожных станциях ДВЖД.

До конца текущего года у РЖД задачи скромнее. «Руководством компании перед нами поставлена задача по обеспечению перевозки 4,5 тыс. TEU ежесуточно с Дальневосточной железной дороги на запад, – напомнил Анатолий Кужель. – Это предусматривает отправление не менее 11 контейнерных поездов в полувагонах с дальнейшей перегрузкой внутри страны». Он добавил, что наиболее рационально обеспечивается перегруз на Западно-Сибирской и Свердловской железных дорогах «с учётом возврата порожних полувагонов под погрузку угля», а в целом по сети использование полувагонов для контейнерных перевозок благотворно сказалось на управлении движением. «Это позволило максимизировать вывоз грузов и исключить заадрессовку фитинговых платформ через лимитирующие направления», – подытожил начальник Управления движения РЖД.

Как ранее писал InafraNews, в январе текущего года министр транспорта РФ Виталий Савельев на встрече с Президентом России Владимиром Путиным обещал к середине апреля совместно с РЖД и бизнес-сообществом разработать программу мер, позволяющих вывозить с Дальнего Востока до 6,5 тыс. TEU в сутки импортных контейнеров, пришедших в Россию через морские порты. На тот момент РЖД заявляли о возможности обеспечивать ежесуточный вывоз 4,1 тыс. TEU и намерении довести этот показатель к концу года до 4,5 тыс. TEU в сутки.

Больше аналитической информации о технологиях и тенденциях на рынке грузовых железнодорожных перевозок читайте в свежем исследовании InfraNews «Баланс спроса и предложения на подвижной состав», а о трендах контейнерного рынка – в «Контейнерном отчете InfraNews за I квартал 2023 года».

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости