Железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов за 9 месяцев выросли на 4%
Железная дорога | Новости | Октябрь 25, 2021, 13:26
Железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, по итогам января-сентября 2021 года выросли на 4% год к году, до 33,8 млн тонн, отмечается в обзоре компании «ТрансЛес». В III квартале рост спроса на продукцию лесопереработки на внутреннем и внешнем рынка продолжал оставаться высоким, что позволило добиться положительной динамики перевозок. Отчасти на результаты периода продолжил влиять эффект низкой базы прошлого года. Однако все большую роль играет увеличение российскими производителями линейки продукции с высокой степенью переработки, что влияет не только на рост объемов внутренних перевозок, но и поддерживает развитие несырьевого экспорта.
Перевозки необработанной древесины для нужд российских предприятий остались основным драйвером роста, который составил 8% год к году, до 15,5 млн тонн. Российские предприятия увеличили производство товаров ЛПК по следующим номенклатурам: целлюлоза – на 0,9%; бумага и картон – на 7,2%; пиломатериалы — на 2,5%; фанера — на 10,5%; ДСП — на 22,7%; ДВП — на 18,4%.
Экспортные железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов за 9 месяцев 2021 года остались на уровне прошлого года и составили 18 млн тонн. Перевозка пиломатериалов составила 11,1 млн тонн, что на 5 % ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Ключевым фактором, повлиявшим на коррекцию объемов, стало нарушение логистики поставок контейнеров по всему миру и последовавшее удорожание морского фрахта. Так, индекс Drewry по итогам отчетного периода почти в три раза превысил показатель год к году. Основными получателями пиломатериалов стали: Китай — 7,5 млн тонн, снижение на 8%, Узбекистан — 0,8 млн тонн, снижение на 18%, Азербайджан — 0,5 млн тонн, снижение на 9%, Япония — 0,3 млн тонн, рост на 11%.
Перевозки пиломатериалов сохранили доминирующие позиции и практически вдвое превышают объем экспортированной необработанной древесины, который увеличился на 8,8%, до 7,2 млн тонн. Основными получателями стали Китай — 3,8 млн тонн, рост на 14,5%, и Финляндия — 2,9 млн тонн, рост на 1,4% год к году.
Из-за инфраструктурных ограничений на пограничных переходах с Китаем и усилившейся в связи с этим конкуренцией между различными видами грузов за пропускную способность объем перевозок через пограничные переходы сократился на 2%, до 9,9 млн тонн. В связи с этим произошло перераспределение грузовой базы — грузоотправители искали альтернативные рынки сбыта и новые возможности транспортировки, поэтому вырос объем перевозок через порты. Так, поставки лесной продукции через порты Дальнего Востока увеличились более чем на треть, до 1,5 млн тонн.
Благоприятная рыночная конъюнктура сохранится в ближайшей перспективе как минимум до конца текущего года, если не произойдет резкого охлаждения рынка недвижимости Китая. С июля начали снижаться объемы продаж (июль -9%, август -16%, сентябрь -13% год к году) и масштабы начала строительства новых объектов, что влияет на объемы экспортных поставок древесины в КНР. Серьезное влияние на рынок окажет разрешение ситуации с финансовым положением ведущего китайского оператора жилой недвижимости China Evergrande Group, переживающего кризис ликвидности.
В среднесрочной перспективе возможна ценовая коррекция, т.к. на многих рынках цены после пиковых значений начали движение вниз. В США рекордные значения фьючерсов на пиломатериалы были достигнуты весной этого года, впоследствии они снизились более чем в два раза, но по-прежнему находятся выше допандемийного уровня.
Все эти факторы усиливают конкуренцию между странами-поставщиками за рынок Китая, который остается крупнейшим мировым импортером. По данным китайской таможенной статистики, доля России в поставках леса и пиломатериалов снизилась на 6 п. п. до 22%. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины, а также действующими логистическими ограничениями. Замещение объемов происходит за счет других стран-экспортеров. Например, поставки из Новой Зеландии по итогам 9 мес. выросли на 41%, достигнув одинаковой с Россией доли в 22%. Поставки из Германии возросли на 57% с долей 14%.
Германия уже достигла максимума в поставках древесины, вызванного повреждением хвойных лесов и последовавшим за этим ростом заготовки. Самый большой потенциал роста поставок в Китай в ближайшей перспективе сохраняется у Новой Зеландии.
Новости по теме
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
ГК «Новик» в ноябре возобновит регулярный контейнерный сервис по железной дороге из Братиславы в Москву
Еженедельный состав из Словакии будет отправляться на терминал в Черняховске в Калининградской области
-
До конца года РЖД запустит контейнерную площадку в Грозном
На железнодорожную станцию Грозный уже доставлен ричстакер
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн